Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНЦЕССИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В. К о то в,

канд. экон. наук

Во многих странах для решения внутриэкономических проблем привлека­ются иностранные инвестиции посредством организации государственных концессий. Государство за вознаграждение по договору передает иностранно­му предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государственной (муниципальной) собственности (к их чис­лу могут относиться природные ресурсы, участки земли, предприятия различ­ной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), нуждающиеся в инвести­циях для рационализации (или организации) производства.

Имуществом концессионера являются объекты, передаваемые государст­вом (муниципалитетами) во временное пользование и распоряжение, а также приобретенные им объекты (воздвигнутые строения, установленное оборудо­вание и т.п.). Задача концессионера - эффективно использовать имеющееся в его распоряжении имущество с целью получить максимально возможную чис­тую прибыль и, как правило, вывезти ее за границу (или вывезти за границу часть готовой продукции, остающуюся в его собственности после расчетов с государством-реципиентом). В этом проявляются интересы концессионера и страны, которую он представляет. Массовый вывоз валюты, естественно, не повышает экономическую безопасность принимающей страны, но тем не ме­нее она бывает вынуждена соглашаться на организацию концессий с целью решения тех или иных неотложных задач.

Концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строитель­ство новых и модернизацию действующих производств на базе новейших тех­нологий и тем самым создают условия для оживления и подъема экономики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличение по­ступления средств в федеральный и местные бюджеты за счет налоговых и до­левых отчислений и др.). Именно в этом и заключается цель страны-реци­пиента.

Интересы концессий расходятся с общенациональными интересами при­нимающей страны, и в этом нет ничего противоестественного, они не могут полностью совпадать, поэтому такое положение можно считать нормальным. Конечно, возникающие противоречия таят в себе угрозу экономической безо­пасности страны-реципиента, но чтобы угрозы не стали реальностью, концес­сионный договор должен устанавливать баланс интересов государственных интересов и соискателя концессии. В договоре достижение частных целей должно согласовываться с общегосударственными. Это достигается трудно, но уступки и льготы должны находиться в пределах, позволяющих достичь по­средством концессий целей, поставленных государством.

Организовать в стране государственные (муниципальные) концессии мож­но и нужно, при соблюдении контроля над их деятельностью, что должно оп­ределяться содержанием договоров. Теоретическая возможность контроля обу­словливается тем, что государство (муниципальные власти) остаются собст­венниками передаваемого в концессию имущества, но функции пользования и распоряжения им переходят к концессионерам.


Часть возникающих противоречий интересов при организации концессий сглаживается условиями договора, угроза экономической безопасности страны от другой их части должна устраняться федеральной концессионной полити­кой. В настоящее время в России эти противоречия имеют некоторые особен­ности.

Основной капитал многих отраслей физически и морально устарел. Так, износ основных фондов промышленности к концу 1998 г. составил 52,4%'. Со­кращение инвестиций в основной капитал (в 1997 г. по отношению к 1990 г. они составили всего 24%, а в 1998 г. их объем снизился до 22%)2 не позволяет в должной мере обновлять основные фонды и остановить процесс их дальней­шего старения. Без обновления основного капитала в материальном производ­стве нельзя достичь цели, ради которой была начата реформа: повышение эф­фективности общественного производства, его конкурентоспособности и на этой основе улучшение условий жизни населения. Кризис инвестиционной сферы заставляет искать еще не опробованные за время реформы способы его преодоления. К их числу относится и организация концессий. С их помощью иностранные инвестиции будут привлекаться в реальный сектор экономики (с которыми связываются надежды на повышение инвестиционных возможно­стей страны), не увеличивая внешней задолженности, что является важным условием подъема экономики.

Кризисное состояние экономики России ставит под угрозу ее экономиче­скую безопасность (понимаемую как эффективное, развивающееся обществен­ное производство, обеспечивающее социально-политическую устойчивость). Поэтому возникает естественный вопрос: как повлияют концессии на функ­ционирование систем организации производства и на экономическую безопас­ность страны, что привнесут негативного и положительного в ее экономику?

Похожие материалы

Информация о работе