Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность, страница 2

Для того чтобы государственные (муниципальные) концессии способст­вовали подъему экономики необходимо решить ряд важных проблем. Прежде всего создать законодательную базу, регламентирующую порядок передачи государственного (муниципального) имущества в концессию. Еще в апреле 1996 г. Государственной думой был принят в первом чтении законопроект «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инве­сторами». В такой стадии готовности проект закона находится до настоящего времени. Работа над его совершенствованием продолжалась все последующие годы, но не завершена. Причина заключается в том, что проблема оказалась теоретически недостаточно разработанной, а перспективы организации кон­цессий в современных условиях - неясны. Ведь для их организации требуется не только разработать соответствующее законодательство, но и внести поправ­ки в действующие нормативно-правовые акты, установить контроль за дея­тельностью концессий, определить объекты, подлежащие передаче в концес­сию, предусмотреть меры по предупреждению криминальных проявлений и т.п. А что касается перспектив развития концессий, то они, казалось бы, опре­деляются двумя федеральными законами: «О соглашениях о разделе продук­ции» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Считается, что эти законы обеспечивают правовую базу иностранным инвесторам и дос­таточно стимулируют приток инвестиций в экономику, поэтому нет необходи­мости разрабатывать и принимать закон о концессиях, положения которого не могут создавать более выгодные условия для инвесторов. На самом деле это не так. Перечисленные законы действительно создадут обстановку конкуренции для притока инвестиционных средств в реальный сектор экономики, которые потенциально могут поступить в страну, если закон о концессиях будет дора­ботан и принят Государственной думой. Но конкуренция новому потоку инве­стиционных средств еще не означает, что закон о концессиях лишается пер­спективы для реализации и поэтому не будет «работать».

Закон «О соглашениях о разделе продукции» упорядочивает правоотноше­ния между агентами сделки, аналогичные возникающим в условиях концессии. Но этот закон ограничивается регулированием отношений между государством


и инвестором в части добычи природных ресурсов, а закон о концессиях дол­жен предоставить более широкие возможности, он должен дать право заклю­чать концессионные договоры на производственные объекты любой специали­зации. Следовательно, закон «О соглашениях о разделе продукции» сужает возможности закона о концессиях, но не решает всей проблемы.

На 1 января 1999 г. в собственности государства находилось 148 тыс., а в муниципальной собственности - 183 тыс. предприятий и организаций, или со­ответственно 5,1% и 6,3% их общего числа . Некоторая их часть может быть передана в концессию, кроме, конечно, предприятий и организаций, не допу­щенных к приватизации. Однако перечень последних следует пересмотреть, с тем чтобы с учетом нынешних экономических условий более обоснованно оп­ределить возможности организации концессии. С позиции обеспечения эконо­мической безопасности страны. В число потенциальных концессий не могут быть включены предприятия и организации военно-промышленного комплек­са, а также осуществляющие разработку драгоценных металлов и редких ми­нералов, предприятия инфраструктуры (транспорта, транспортных терминалов, инженерных коммуникаций, средств и линий связи и т.п.). Организация кон­цессии на них нецелесообразна, потому что концессионеры могут находиться под влиянием структур государственной власти своих стран и в нужный для зарубежных государств момент будут действовать в их интересах, нанося ущерб России. Установить же всеобъемлющий контроль за деятельностью концессий, устраняющий возможность деятельности в ущерб нашей стране, невозможно - это в достаточной мере не сочетается с сущностью концессион­ной организации производства и может ослабить интерес к ней.

Весьма вероятны и случаи, когда деятельность производства при передаче его в концессию по каким-то причинам и обстоятельствам окажется трудно контролируемой, а возможные отрицательные ее последствия непредсказуемы, в том числе в части возможной величины ущерба. При таких обстоятельствах на данном объекте должно сохраняться государственное управление, переда­вать его в концессию нецелесообразно.