Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность, страница 3

Несмотря на все эти ограничения в государственной и муниципальной соб­ственности имеется достаточное количество предприятий для организации концессий. Более того, их число может быть увеличено, например, за счет при­ватизированных коммерческих производств, признанных судами банкротами, незавершенного строительства. Однако окончательный ответ о наличии доста­точного количества объектов - потенциальных концессий можно дать только после проведения специального исследования (или хотя бы предварительных изысканий).

В отношении влияния закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать, что он также сужает возможности организации концессии, поскольку потенциальные инвестиционные средства ограничены, а в случае принятия закона о концессиях их придется делить между двумя при­влекательными направлениями расходования. Можно предположить, что на долю концессий придется ничтожная доля инвестиционных средств и она бу­дет организована на весьма ограниченном числе объектов. Ради этого не сле­дует затевать огромную предварительную работу.

Сомнения в необходимости доработки и принятия закона о концессиях мо­гут возникать и потому, что как, свидетельствует исторический опыт, массовая организация концессий в различных государствах не всегда способствовала соблюдению интересов стран-реципиентов. Соискатели концессий больше все­го заинтересованы получить возможность разработки природных богатств, де­фицитных сырьевых ресурсов с целью вывоза их за границу в ущерб нацио­нальным интересам. То, что в России принят закон не о концессиях, а «О со­глашениях о разделе продукции» свидетельствует именно о том, что в концес­сию легче всего сдать природные ресурсы. Поэтому проблема о влиянии кон­цессий на экономическую безопасность страны должна решаться с учетом возможностей, которые предоставляет закон «О соглашениях о разделе про-


дукции». В мировой практике бывали и ситуации, когда через концессии, по существу, происходило ограбление стран. Соискатели концессий устремлялись туда, где открывалась благоприятная возможность для обогащения, а государ­ственная власть не была в состоянии противостоять завышенным требованиям концессионеров.

Что касается России, то помимо необходимости усиления государственной власти при организации концессий следует учитывать и еще один очень важ­ный момент. Массовая организация концессий может стать (если исходить из опыта приватизации) полем деятельности для криминальных элементов. Очень важно предупредить такую возможность, чтобы не допустить дальнейшую криминализацию экономической ситуации и еще большего ослабления эконо­мической безопасности страны. Такие негативные проявления могут быть со стороны как недобросовестных соискателей концессий, так и государственных (муниципальных) чиновников. Поэтому необходимо проект закона о концесси­ях подвергнуть дополнительной экспертизе и исключить вероятность получе­ния концессий соискателями с сомнительной репутацией.

Задачей концессионера является освоение нового рынка, а это значит, что возникнет конкуренция с российскими предпринимателями, которые в свою очередь будут вынуждены совершенствовать методы борьбы за рынок, что с позиции государственных интересов должно рассматриваться как нормальное явление. Экономика получит дополнительный стимул развития при усилении честной конкуренции и точном соблюдении установленных «правил игры». Однако между концессионерами, обладающими определенными льготами, и отечественными предпринимателями может возникнуть «агрессивная» конку­ренция, нарушающая принятые нормы. Поэтому необходим контроль для обеспечения честной, добросовестной и открытой конкуренции; а в нужных случаях и ее защита.

Во всяком случае организация концессий должна быть управляемой и осуществляться в интересах страны. Различного рода неправомерным притяза­ниям соискателей концессий должны противостоять национальное законода­тельство и федеральная концессионная политика. При их разработке необхо­димо руководствоваться следующими основными принципами организации государственных (муниципальных) концессий: