Ученик как субъект педагогической технологии, страница 6

Принцип доминирования активности ребёнка в обучении был основой теории естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. П.Ф. Каптерев также считал, что человек начинается с саморазвития и самообразования, а наш современник В. Сухомлинский рассматривал школьную жизнь через призму того, насколько в ней дети активны и самодеятельны.

Однако в долгой истории мировой школы и педагогики возобладал авторитарный подход, рассматривавший ребёнка как послушного объекта систематических воздействий воспитателя. "Учитель сказал" - вот формула, характеризующая суть этой педагогики и школьной практики.

В наши дни для всё большего числа педагогов становится ясно, что ребёнок должен быть активным и в обучении необходимо переходить от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Такие призывы, как правило, сопровождаются перечнем приёмов и средств, обеспечивающих этот переход - увеличение удельного веса самостоятельных работ, использование новых технологий обучения, ТСО и т.д. Всё это, безусловно, очень важно для повышения эффективности учебного процесса, но эти средства и приёмы не решают проблемы. Например, ученик на уроке может сколько угодно часто и долго работать с книгой, выполнять различные виды самостоятельных работ, но при этом оставаться объектом обучающих воздействий учителя.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае может вызвать у ученика активность, превратить его в субъекта учебного процесса, если обучение, его содержание, формы, приёмы, подходы и требования соответствуют его природным силам, потребностям, интересам, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Пока этого не происходит. Мы только декларируем необходимость адаптации учебного процесса к индивидуальным своеобразиям ребёнка, а реально же всё ориентировано на среднего ученика.

Трудно не согласиться с выводом, что "ребёнок, несмотря на провозглашённую гуманизацию, остаётся ведомым, а не ведущим, а поэтому личностная ориентация образования остаётся всё ещё лозунгом, его содержание и формы не стали индивидуальными, разве что для небольших избранных групп детей" (Крылова Н. Подводные камни продуктивного образованиях/Школьные технологии. 1999. #4).

Ученик становится субъектом, т.е. инициатором собственной активной познавательной деятельности, если:

- образование - свободно, открыто и способно к обновлению;

- оно имеет личностно ориентированный характер;

- способствует самопознанию, самоопределению и самореализации детей;

- изменились прежде традиционные функции учителя: из ретранслятора знаний он превратился в организатора, помощника, координатора и советчика учебной деятельности ученика.

Учащемуся передаются функции управления собственным учением, тем самым обеспечивается переход от внешнего к внутреннему контролю;

- происходит переход от авторитарного к демократическому стилю взаимодействий между участниками образовательного процесса, который предполагает понимание и принятие ребёнка, уважительное отношение к нему, содействие его личностному росту, педагогическую поддержку.

Пока, к сожалению, за редким исключением всего этого не происходит. И ученик, как много веков назад, остаётся послушным, безынициативным объектом воздействий учителей. Отсюда все проблемы и беды российской школы, вступающей в новое тысячелетие с надеждой и тревогой за своё будущее.