Ученик как субъект педагогической технологии, страница 4

Методика, на наш взгляд, - это совокупность содержания образования, организационных форм обучения, средств и приёмов, направленных на достижение целей обучения. Одни и те же методические приёмы или методическая система в целом у двух учителей дают совершенно разные результаты. Подтверждение тому - весьма распространённая в 60-80-е годы в советской школе практика обобщения и распространения передового педагогического опыта, когда разным учителям, преподающим различные предметы, решающим различные дидактические задачи, предлагалось заимствовать и использовать опыт хорошо работающих педагогов, достигших высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Забыли о мудром предостережении К.Д. Ушинского: передаётся мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт. Не случайно в методике очень сильно влияние личностных характеристик и педагогического мастерства учителя. Поэтому использование методики не даёт учителю гарантированных результатов.

Технология в отличие от методики жёстко задаёт способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий (хотя технологию полностью нельзя сводить к алгоритмизации). Процедуры и действия, направленные на достижение запланированных целей в рамках технологии, должны строго следовать одна за другой (приведённый выше пример со сравнением подтверждает эту мысль).

Одна из качественных характеристик и особенность технологии, на что обращают внимание все исследователи, - это её воспроизводимость, возможность переноса: одна и та же технология в руках разных учителей, работающих в различных школах, с разными учащимися, даёт сходные результаты. В педагогических технологиях элемент субъективности доведён до минимума, хотя надо помнить, что в педагогической деятельности исключить полностью действие субъективного личностного фактора невозможно.

Разводя понятия "методика" и "технология", Алексей Кушнир пишет: "Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих "если": если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа... Уже стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат" (Кушнир А. Новая Россия подрастает... // Народное образование. 1997. # 5).

Технология не отменяет ни методику, ни дидактику. Каждая из них рассматривает педагогические явления с разных позиций. Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определение сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Методика преломляет, детализирует общие вопросы с учётом специфики конкретного предмета. Технология же разрабатывает определённые принципы и правила, конструирует учебный процесс и строго задаёт определённую последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата.

На мой взгляд, соотношение педагогической теории (дидактики, в частности), методики (частной дидактики) и технологии можно представить в виде следующей схемы:

Любые новые педагогические технологии и методики должны осваиваться педагогическим сообществом и способствовать дальнейшему развитию системы образования. В этом собственно заключается их назначение. Трансформация педагогической (технологической) идеи в школьную практику осуществляется двумя путями: через внедрение и освоение. Но независимо от того, как осуществляется такая трансформация, среда всегда оказывает сопротивление новому, даже в тех случаях, когда обучающие, развивающие и воспитывающие возможности его очевидны. Это скорее всего следует рассматривать как неизбежное зло. Венгерский исследователь Борис Санто невосприимчивость среды к новому рассматривает как внутренне присущее ей свойство. "То сопротивление, зачастую даже враждебную реакцию, которым встречает среда новую мысль, следует считать объективным фактором. Следовательно, спутником инновации является опасность потенциального конфликта" (Санто Б. Инновации как средство экономического развития. М., 1990).