Ученик как субъект педагогической технологии, страница 5

Многие ситуации в сфере образования подтверждают это. Действительно, внедрение в массовую школу достижений педагогической науки и практики встречало и продолжает ещё встречать сопротивление главным образом потому, что достижения именно внедряются, т.е. становятся актом в принципе насильственным, внешним по отношению к традиционной школе. Поэтому в условиях демократизации школьной жизни внедрение как средство обновления школы вообще не должно иметь место, поскольку всегда сопровождается конфликтами сторон. Но если кому-то, как в старые времена, захочется внедрить новое знание, то надо помнить о двух вещах: инновационном потенциале среды (включая образовательное учреждение) и заинтересованности участников внедренческой деятельности, т.е. учителей, в нововведениях.

Альтернативой внедрению является освоение как добровольный, идущий от самих учителей акт. Однако и при освоении новое знание встречает сопротивление среды. Трудно представить, что весь педагогический коллектив, узнав о новшестве, кинется его осваивать. В своём отношении к нововведению учителя очень сильно отличаются друг от друга. По данным К. Ангеловски, примерно 51% учителей готовы включиться в инновационную деятельность, что называется, без раскачки и столько же, по крайней мере на первых порах, сдержанно, недоверчиво, а порой открыто враждебно относятся к нововведению (Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1981).

И здесь возникает серьёзная проблема, связанная с преодолением барьеров учителей и включением их в нововведенческую деятельность. К числу мер, обеспечивающих решение данной проблемы, на мой взгляд, относятся:

а) предоставление учителям полной информации о целях вводимого новшества, ожидаемых результатах и функциональных обязанностей инноваторов;

б) подключение учителей уже на этапе принятия решения к обсуждению данного вопроса и учёт всего спектра мнений;

в) дифференцированная работа с различными группами учителей в зависимости от их сопротивляемости нововведению;

г) материальная, финансовая и психологическая поддержка, формирование положительной мотивации инновационной деятельности;

д) постоянная и обязательная для всех учителей научно-методическая учёба (проблемные семинары, конференции, "круглые столы", тренинги).

В конечном счёте способ трансляции нового знания - фактор, предопределяющий успех инновационной деятельности.

Ещё одно необходимое уточнение. Приёмы учебной деятельности важны не только для совершенствования этой деятельности. Стратегическая цель их формирования - превращение ученика в активного субъекта собственного учения. А познавательную активность следует рассматривать как одну из форм социальной (трудовой, гражданской, политической) активности.

О необходимости превращения ученика в активного участника учебного процесса говорили и немецкий педагог А. Дистервег, когда вводил в педагогику принцип самодеятельности, и выдающийся швейцарский педагог, родоначальник дидактики начального обучения И.Г. Песталоцци, когда писал: всё, что ты есть, всё, чего ты хочешь, всё, что ты должен, исходит от тебя самого. В том же духе высказывался и К.Д. Ушинский: "Должно постоянно помнить, что следует не только передавать ученику те или другие познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения"(Избр. лед. соч. М., 1953. Т. 2. С. 539).