Ученик как субъект педагогической технологии, страница 2

Подчёркивая важность приёмов учебной деятельности в обучении, психолог И.С. Якиманская пишет: "Как бы тщательно ни был разработан и задан для усвоения учебный материал, сам по себе он ещё не может обеспечить эффективность усвоения. Для этого необходим столь же тщательный отбор средств усвоения, т.е. приёмов учебной работы, позволяющих овладеть заданным содержанием знаний... Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. Поэтому, говоря о критериях эффективности обучения, следует особое внимание обращать на способ организации усвоения, на выявление тех интеллектуальных действий, которые обеспечивают усвоение".

И ещё. "Если ученик хорошо знает, что он должен сделать, но не знает, как это сделать, т.е. какими приёмами пользоваться, вряд ли можно рассчитывать на продуктивное выполнение им учебного задания... К сожалению, именно приёмам, обеспечивающим успешное выполнение учебных заданий, учащихся обучают недостаточно" (Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.).

Что же такое - приёмы учебной работы?

Приёмы учебной деятельности служат усвоению знаний, умений и навыков. Владея приёмами, ученик может успешно решать любую учебную задачу, поскольку приём состоит из определённых действий и предписаний о последовательности их выполнения. Владение приёмом особенно важно в условиях выполнения самостоятельной работы. Если ученик по какой-либо причине пропустил уроки и появились пробелы в знаниях, владея приёмами учебной деятельности, он сможет наверстать упущенное, организовав собственную познавательную деятельность. Вооружить учащихся приёмами познавательной деятельности - значит дать им ключ, с помощью которого они могут самостоятельно освоить любой учебный материал. Поэтому формирование приёмов учебной работы должно быть отдельным звеном в работе учителя.

Принято выделять две группы приёмов учебной деятельности - общедеятельностные и специфические. Первые формируются и используются в рамках всех учебных предметов (анализ, синтез, планирование учебной работы, контроль и оценка), а вторые формируются только на определённом предметном материале и исключают возможность переноса на другой предмет. Например, такой приём, как разбор слова по составу, используется при изучении языка, а локализация исторических явлений во времени и пространстве - на уроках истории. Учителя часто удивляются и никак не могут объяснить почему ученик, хорошо успевающий по математике или языку, хронически не успевает по истории. Причину этого явления учителя, как правило, видят в отсутствии у ученика интереса к истории. Такая причина в ряде случаев действительно может иметь место. Но чаще всего такой эффект объясняется тем, что изучение истории требует владения особыми - специфическими - приёмами учебной работы.

На примере сравнения покажем технологию формирования приёмов учебной деятельности. Практически на всех этапах обучения и при изучении всех школьных предметов учащимся постоянно приходится сравнивать между собой различные предметы, явления и процессы. Сравнение как логический приём позволяет на основе сопоставления выявлять общие и отличительные признаки изучаемых объектов, что в свою очередь позволит получить о них полную и достоверную информацию. Несмотря на частоту использования этого приёма, учащиеся допускают ошибки, которые проявляются в неумении выделять основания для сравнения, в отсутствии плана сравнения, в сравнении по случайным признакам. Приём сравнения состоит из четырёх действий, и технология его формирования должна включать следующие (одна за другой) процедуры: а) выделение признаков у объектов, б) становление общих и существенных признаков, в) выделение оснований для сравнения, г) сопоставление объектов по данному основанию (Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1963). К выделенным действиям мы бы добавили ещё вывод из сравнения.