Ученик как субъект педагогической технологии, страница 3

Различные приёмы состоят из разного числа действий. Независимо от их числа формирование приёмов учебной деятельности остаётся единым процессом. Мы предлагаем технологию, состоящую из следующих этапов.

Первый этап - определение роли и функций приёмов в учебной деятельности и разъяснение цели овладения конкретным приёмом.

Второй этап - демонстрация учителем образца выполнения приёма.

Третий этап - совместное выполнение приёма под руководством учителя.

Четвёртый этап - самостоятельное выполнение учащимися на уроке данного приёма на другом учебном материале.

Пятый этап - самостоятельное выполнение (закрепление) приёма в условиях выполнения самостоятельной работы, перенос приёма в новые условия. Способность ученика рассказать о составе приёма и перенести его в новые условия, по словам Е.К. Кабановой-Меллера, является показателем его сформированности (Вопросы психологии. 1980. #4).

На начальных этапах обучения приёмы учебной деятельности становятся предметом усвоения, а затем средством усвоения.

Теперь хотелось бы сделать два необходимых уточнения.

Почему акцент делается не на методике, а технологии формирования приёмов познавательной деятельности? Вопрос этот можно было бы поставить в более общей форме: почему в методической литературе в последнее время часто употребляется слово "технология", а на бесконечной чередой идущих совещаниях, курсах повышения квалификации, всевозможных методических объединениях учителей настойчиво призывают, а порой назойливо требуют технологизировать учебный процесс, осваивать и применять разнообразные технологии образования?

Учителя часто и с недоумением спрашивают: разве технология - не то же самое, что ещё вчера мы называли методикой? "Технология" - красивое слово, дань моде или чудодейственное средство, способное исцелить школу от её бесконечных болячек? Куда и почему исчезла методика (методика преподавания, методика воспитательной работы)?

К новым модным словам и технологиям особенно недоверчивы учителя с большим стажем педагогической работы, и вовсе не потому, как многим это может показаться, что они невосприимчивы к новому. А потому, главным образом, что эти люди на своём учительском веку повидали и лично пережили всевозможные "инновационные бумы" - воспитывающее обучение, комплексный подход к воспитанию, алгоритмизация обучения, развивающее обучение и т.п. И когда в школьную жизнь входит новая идея, прежде чем запустить её, эти учителя, на ком держалась и держится школа, хотят убедиться только в одном: не постигнет ли их и на этот раз разочарование как тогда, когда их убеждали, склоняли, заставляли внедрять идеи, которые, как выяснилось позднее, мало эффективны в чужих руках. Поэтому, когда мы говорим учителю, что технология - это нечто другое, чем методика, мы должны ему убедительно показать их различия.

В последние годы о педагогических технологиях написано много. Но споры не утихли. О сложности проблемы говорит, например, тот факт, что в науке нет пока общепринятого понимания педагогической технологии. В зарубежной и отечественной научной литературе - свыше трёхсот определений данного понятия (Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. # 3). Поскольку число публикаций с каждым годом растёт, то, естественно, растёт и число определений.