Претензии мышления. Управленческая практика, страница 12

И, соответственно, есть совершенно другой уровень - это глобальный рынок высококвалифицированного труда. Но если мне нужно найти специалиста, который может проделать экспертизу отвала золота Алдан и выработать технологию для выделения золота из руды с содержанием меньше одного грамма на тонну, то я через Интернет нахожу, что есть семь специалистов, которые этим занимаются, при этом двое из них русских, один, правда, работает в Бразилии, после этого я связываюсь с ними и договариваюсь, что точно в такие-то числа в феврале (действие происходит в ноябре) он прилетит в Якутск, оттуда на самолете в Алдан, проведет за три дня экспертизу, даст соответствующие технологические рекомендации, подпишет соответствующие документы, которые будут одновременно обоснованием для получения кредита в банке, соответственно, получит сумму денег, которая ему причитается за это, и улетит. Человек планирует в масштабе года свою занятость, свое время и работает в таком режиме. И это норма. С одной стороны "педагогический Макдональдс", с другой стороны - глобальный рынок квалифицированного труда.

Обратите внимание, что ломается профессиональная форма организации деятельности, характерная для 19 - начала 20 веков. Ломается, прежде всего, по трем основаниям. Во-первых, потому что раньше быть профессионалом - это значило обладать специальными, особыми знаниями. Сегодня профессиональные знания распространяются повсеместно. Раньше, чтобы быть врачом надо было долго учиться, сегодня, огромное число разных учебников и разного рода свободной информации существует, и люди во многом начинают работать в сфере профилактики и самолечения. Второй важнейший момент - размывается ответственность. Раньше профессионал нес всю полноту ответственности за действия (учитель учил, врач лечил, архитектор строил). Сегодня непонятно. Вы приходите к врачу, он говорит, что он профессионал только по уху, только у мужчин и только в возрасте от сорока пяти до пятидесяти. А когда вы отдаете своего ребенка в школу, вы выясняете, что этот учит русскому языку, этот математике, а кто его учит не понятно. А когда вы приходите и смотрите, что настроили, вы спрашиваете: "Кто что здесь строил?" Вот эта проблема размывания ответственности, распыления ее среди массы специалистов - это второй важнейший момент. Третий важнейший момент - рост пограничных задач и бурное развитие транспрофессионализма, то есть людей, которые не являются профессионалами в точном смысле слова, а работают на границах разной деятельности. Кстати, именно эти люди, как ни странно, сегодня получают наиболее высокие доходы, хотя еще сто лет назад профессиональная организация общества была его каркасом, структурой. Но факт есть факт. С одной стороны происходит профессионализация управления, о которой я говорил, то есть управление осознается как профессия, с другой стороны происходит процесс размывания этой профессии, характерный для основ тех изменений, которые связаны с профессиональной формой организации вообще. Нужно понимать, что профессиональная форма организации, которая была ведущей еще в начале двадцатого века, сегодня все больше и больше размывается.

Последний момент в сфере практики образования заключается в том, что очень быстро растет значение групповых форм организации. Решающее значение здесь играет синергизм, то есть сложение энергии. В теории "Z" была крылатая фраза (теория "Z" описывала японское управление для американцев): каждый средний японец может сделать в два раза меньше, чем каждый средний американец, но пять средних японцев, собравшись вместе, могут сделать в два раза больше, чем пять средних американцев, собравшихся вместе.

Таким образом, эти шесть разных тенденций:

1. Изменение модели развития.

2. Распад или кризис индустриальной формы организации, первичная индустриализация большого массива стран, появление инновационно-технологической формы и виртуальной постэкономики.

3. Кризис государства.

4. Новые политические технологии, связанные с развитием средств массовой информации.

5. Изменения на рынке труда и занятости, распад профессиональной формы организации.

6. Рост группизма, коллективизма, синергитизма малых форм организаций, коммуникаций в этих формах.

Все эти тенденции предъявляют новые требования к управлению. То, что сегодня происходит в области управления, должно в какой-то степени отвечать на эти процессы и тенденции в практиках.