Претензии мышления. Управленческая практика, страница 10

Чем была интересна социалистическая система хозяйствования? Она была интересна тем, что ликвидировали ренту, то есть за природу не платили, потому что территории было много. Можно было экстенсивно освоить, бросить и перейти на новое место. За труд не платили. За капитал не платили, потому что капитала не было (капиталистов и капитал ликвидировали). Следовательно, отсутствовала необходимость платить за фактор производства. Как только можно не платить за факторы производства, можно сконцентрировать ресурсы на крупных проектах. Второй альтернативный вариант - можно создать виртуальные ресурсы ни из чего. Это и есть путь спекулятивного финансового капитала, который разворачивает финансовую надстройку настолько, чтобы ее было достаточно для обеспечения крупных инфраструктурных проектов. Пока человечество еще не придумало ничего кроме этих двух вариантов, может быть придумает.

Итак, еще раз повторяю. 1. Первичная индустриализация новых стран (причем довольно большого их числа по населению и по объему будущего производства). 2. Инновационно-технологическая организация в развитых странах, то есть не массовое производство чего-либо, а постоянное производство новых типов, постоянная смена технологии, которая позволяет быстро менять тип производства. Отсюда, рост значения научных исследований и прикладных разработок новых типов продуктов и всего того, что связано с маркетингом, рекламой и другими гуманитарными технологиями, потому что они позволяют быстро менять потребительские ожидания населения и замещать одни типы продуктов другими типами продуктов. И, наконец, последние - это развертывание виртуальной постэкономики, для того, что бы на ее основе можно было делать глобальные инфраструктуры.

Теперь, если мы переместимся в область политики, то здесь, как минимум, два важных параметра. Первый параметр заключается в том, что принципиально меняется роль государства. Государство перестает быть основой социально-экономической политики. Оно уступает свое место крупным транснациональных компаний. Это первое. Во-вторых, она свои полномочия передает либо на надгосударственный уровень, то есть на уровень объединения стран, либо на субгосударственный уровень, то есть на уровень местных самоуправлений и местных общин. Третье - институт личности отделяется от государства и начинает функционировать по другим основаниям. Необязательно для того, чтобы приобрести личность идти на государственную службу.