Претензии мышления. Управленческая практика, страница 11

Еще раз. Первый момент - государство перестает быть крупным игроком в социально-экономическом плане. Все ТНК вытесняют государство как субъекта мирового хозяйства в мировой экономике. Второй момент - размывается концепция суверенитета. Государство свои полномочия передает на надгосударственный уровень, например, на уровень Совета Европы, а часть полномочий на субгосударственный уровень. Там решаются вопросы суверенитета . И третий момент - институт личности отрывается от государства и в этом смысле государство теряет свою историческую миссию. А, кроме того, часть людей вообще перестает жить в каком-либо государстве. Они начинают летать на самолете и производить трансакции через сотовый модем и спутниковый телефон, и не понятно кому они теперь платят налоги. Государству было хорошо, когда у него была его территория, его жители, они платили налоги, а когда 10 % самых высокооплачиваемых и получающих наивысший доход людей перестают жить в каком-либо государстве, а всем государствам достаются социальные проблемы остальных 90 %, которые не зарабатывают ничего, возникает вопрос: "что делать" и "зачем нужно государство". И четвертый момент, который тоже относится к сфере политики, - это момент, который связан с тем, что развиваются новые типы политической деятельности. Традиционные политические институты функционируют все хуже и хуже. Возникают новые типы власти. Например, медиократия, то есть власть держателей средств производства информации. Интересный случай в связи с этим был в США, после того, как высадку на Гренаду показали по всем телеканалам, выпустили решение о том, что их национальные средства массовой информации не имеют права демонстрировать маневры и операции Вооруженных сил Соединенных Штатов, поскольку это будет нарушением государственной суверенности. Но при этом выяснилась одна простая вещь, что ни каким образом они не могут регулировать, если тот же материал показывает японская телерадиокомпания. Японцев нельзя обвинить в том, что они это делают. А как вы понимаете, снять материал и передать его в Японию ничего не стоит. Тем более, можно сказать, что компанию "Зураки" выиграли не столько Вооруженные силы, сколько американские средства массовой информации. Более того, появляется ситуация, в которой не важно, когда и какое событие произошло, важно, как и когда его показали. И то, когда и как его показали и есть реальность, а отнюдь не то, что было на самом деле - этого никто не знает. Люди, которые контролируют интерпретацию событий, они и управляют. А с этим связано принципиальное изменение политических институтов.

И, наконец, два момента, которые связаны с областью образования. Первый из них связан с тем, что принципиально меняется рынок труда. На нем возникает как минимум две категории. Это категория, которую я называю "педагогический Макдональдс". Это означает следующее: если вы приехали в какую-то страну, типа Сингапура, и вам захотелось поесть, то вы выбираете между тем, что съесть что-то национальное, от чего потом живот будет болеть, или съесть нелюбимый вами гамбургер, от которого у вас будет изжога, но не боль. То же самое в области образования. Вы приезжаете в Россию, в Китай, в Аргентину и т. д., нанимаете менеджеров. Что это значит? Это значит, что этот человек вам может что-то гарантировать и не получится так, что Вы в реанимационной плате отключите аппарат слежения за больным, как было в одной американской больнице.; дальше подключились всякие органы надзора и управления, поскольку они думали, что там потусторонние силы, потом выяснилась одна простая вещь, что афроамериканка пожилая, которую наняли нянечкой, заходила в это реанимационное отделение и, чтобы пропылесосить, она выключала этот аппарат и включала пылесос. Результатом этой ситуации было то, что на стандартных работников (уборщицы и т.д.) наложен жесткий образовательный ценз. Более того, во многих американских штатах работники баров обязательно должны получить высшее гуманитарное образование, желательно психологическое, поскольку это становится гуманитарной службой. Все это "педагогический Макдональдс". То есть, вы приезжаете в любую точку мира, и вы должны знать, что вы за какие-то деньги получаете (в Европе чуть дороже, в Африке чуть дешевле) стандартный продукт.