Претензии мышления. Управленческая практика, страница 2

Первая - в самом начале века - это ряд попыток построить философские теории об управлении. Одна из классических работ, сделанная на русском языке, это работа Александра Александровича Малиновского, он же Богданов, которая называлась "Всеобщая организационная наука, или тектология". Эта работа была опубликована в начале 20-ых годов и содержала анализ мироустройства как пронизанного отношениями управления. Кстати, из этого вытекал политический тезис, за который Богданов поплатился, и вынужден был заниматься переливанием крови. Потом из-за этого он умер. А поплатился он вот за что. Считая, что любое явление всегда содержит в себе отношения управления, любое явление социально-гуманитарного мира, управление есть в производственных системах, политике, в обучении, он считал, что класс управленцев будет всегда. А это противоречило целям Октябрьской революции. Он был подвержен жесткой критике. Великая мысль, что и кухарка может управлять государством, его не устраивала, поэтому он был вынужден уйти сначала из большой политики, а потом практически из всей общественной деятельности. Но это "на полях", а самое главное, что это теории и методологии философского плана, которые трактуют окружающие нас явления и процессы, как пронизанные отношениями управления.

Вторая группа теорий. Ей мы обязаны Норберту Винеру, который в середине 40-ых годов начал решать задачи построения автоматической системы для наведения зенитного орудия. Ситуация очень простая. Сидит стрелок, он наводит свою пушку, стреляет, потом смотрит, где разрывается снаряд. После он смотрит, где летит самолет, смотрит какой дискримент, какого различия, подкручивает ручку и снова стреляет. Винер поставил задачу повторить это на машинах, чтобы это делал не наводчик, а чтобы это происходило автоматически. Для этого он попытался описать управление как отношение прямой и обратной связи. Поэтому возникла так называемая кибернетическая теория управления. На ее основе был сделан целый ряд разработок в самых разных системах, прежде всего, в человеко-машинных, электротехнических системах.

И, наконец, третья волна теоретических и методологических знаний - это попытка построить комплекс теорий деятельностного типа, то есть описать такие специфические элементы управления, как целеобразование, установку целей, известные вам, наверное, "деревья целей", цели и подцели, ситуационный анализ или анализ ситуации, понятие ситуации в управлении и т.д. и т.п. Если вы возьмете любую книжку по управлению, которая называется типа "Как эффективно управлять" или что-то подобное, вы увидите там огромное число таких теоретических схем и моделей, которые претендуют на то, что бы описывать, как строится и как устроено управление. Все они содержат разные деятельностные единицы: цели, задачи, планы, прогнозы, ситуации и т.д. Все они принадлежат третьей волне теоретических и практических знаний.

Это первый пункт - теории и методологии управления, подчеркиваю, в отличие от теорий, описывающих объекты управления те или иные. Второй важный момент - это перенос знаний, методов и средств решения управленческих задач из одних областей в другие. В 20 веке можно выделить как минимум четыре волны такого переноса.