Система учебного физического эксперимента, страница 8

Деление приборов на типы отражает более глубокие различия между ними, и замена в опыте недостающего прибора на прибор аналогичного назначения, но другого типа не рекомендуется. Особенно это касается замены лабораторных приборов на демонстрационные или наоборот. Например, невозможно в демонстрационном опыте измерять силу тока лабораторным амперметром, поскольку ученики не увидят его показаний. Также нельзя в работе физического практикума использовать демонстрационный источник питания, поскольку последний требует для работы сетевого напряжения 220 В, и по правилам безопасного труда работать с ним может только учитель.

8. Классная доска и таблицы

В каждом учебном кабинете есть классная доска, естественно, она имеется и в физическом кабинете. Расположена доска на передней стене, несколько выше или на уровне крышки демонстрационного стола, так что записи на ней видны со всех ученических мест.

Может сложиться впечатление, что с внедрением ТСО, больших экранов, особенно экранов и проекторов, действующих при дневном освещении, при широком использовании графопроекторов, письма ручкой или фломастером на пленке, которая используется в этих приборах, необходимость в классной доске исчезнет, она постепенно будет сокращаться по площади, а возможно, и вообще исчезнет из физических кабинетов, освободив место для более нужных приборов, приспособлений, постоянно установленного экрана. С этим согласиться нельзя.

Классная доска в физическом кабинете есть и будет, так как она принципиально необходима:

- учителю при объяснении нового материала, когда он это объяснение сопровождает соответствующими записями, формулами, рисунками, схемами и чертежами. Изображение всего указанного выше - это процесс, а не элемент урока, так как в этом процессе сочетаются и объяснение, и изображение, подчеркиваются детали, ненужное удаляется, заменяется другим (все это сделать на пленке графопроектора или на ЭВМ не удается, по крайней мере так, как это делает опытный учитель физики);

- ученикам при ответе у доски, который сопровождается необходимыми записями, рисунками, формулами.

Доска часто делается подвижной: ее можно перемещать вверх и вниз. Это позволяет приспособить доску к росту учащихся и учителя. Для увеличения поверхности доски, к ней приделывают крылья.

На части доски делают отверстия и штыри, чтобы некоторые демонстрации проводить не на поверхности стола, а на вертикальной плоскости доски с целью повышения наглядности опытов.

Учитель физики должен хорошо писать и рисовать мелом на доске. Если это не удается сразу, то необходимо прибегать к тренировкам в свободное от уроков время.

На школьной доске обычно имеются специальные держатели для укрепления таблиц.

Таблицы в основном содержат такой иллюстративный материал, который нужен учителю для объяснения учебного материала и который он не может воспроизвести на доске. Однако можно использовать таблицы и для организации деятельности учащихся при проведении опроса, решении задач, выполнении лабораторных работ и т.д.

Таблицы могут комплектоваться в соответствии с учебной программой того или иного курса физики. Бывают таблицы и тематические, т.е. посвященные определенным темам и вопросам курса физики. На таблицах могут изображаться технические устройства, которые невозможно показать в натуральном виде (обычно помимо общего вида устройства приводится его разрез, позволяющий рассмотреть все детали и конструктивные особенности).

В прежние годы таблицы выполнялись на тонкой бумаге, которая свертывалась в рулоны (по классам, темам), учителя их наклеивали на картон. В этом виде таблицы и хранились в особых ящиках, которые обычно помещались под классной доской. Современные таблицы выпускают на плотной ламинированной бумаге, что делает их достаточно долговечными.

В практике работы учителя физики для своих уроков делали самодельные плакаты, ценность которых достаточно велика. Они украшают уроки, делают их более содержательными.