Система учебного физического эксперимента, страница 7

Оформление физического кабинета должно быть строгим и простым, чтобы не отвлекать учащихся на уроках. В кабинете желательно вывешивать минимум таблиц (единицы величин вСИ, физические константы). Все объявления, различные стенды физического и технического профиля вывешиваются обычно в коридоре у кабинета физики, а не в самом кабинете.

В кабинете физики уместно повесить фотопортреты крупнейших физиков. Однако портретов не должно быть много, их размеры должны быть разумными.

7. Основные типы школьных физических приборов

Материальной основой школьного физического эксперимента являются учебные приборы по физике. По целям и условиям проведения все опыты, проводимые в физическом кабинете, делят на демонстрационные, фронтальные (проводятся при выполнении лабораторных работ) и опыты физического практикума (выполняются учениками при проведении этого вида занятий). В соответствии с этим все приборы также подразделяют на три типа: демонстрационные приборы, лабораторные приборы, приборы физического практикума. Особенности конструкций приборов каждого типа в полной мере отражают специфику этих видов эксперимента.

Все оборудование физ кабинета делят на следующие группы:

- специальное оборудование помещения: ввод и проводка электрического тока, воды; установка затемнения; система классных досок и экранов; мебель для рабочих мест учителя, учащихся и хранения приборов;

- комплекс технических средств обучения: графо-, эпи- и диапроекторы, магнитофон, телевизор, и т.д.;

- демонстрационные приборы, служащие для показа и объяснения явлений и устройств по всем разделам курса, комплекты и наборы, измерительные приборы;

- оборудование для лабораторных занятий: фронтальных опытов, работ практикумов;

- вспомогательное оборудование: приборы, входящие в состав демонстрационных установок, но не являющиеся во время опытов предметом наблюдения (источники тока, преобразователи, нагреватели, вакуум-насос и т.д.), лабораторные принадлежности, инструменты, материалы.

- печатные пособия и дидактические материалы: учебные таблицы  плакаты, диафильмы и диапозитивы, карточки для проверки знаний и т.д.

Описать и конкретизировать особенности учебных физических приборов можно, если выделить в каждом типе приборов отдельные группы, исходя, например, из той функции, которую выполняет прибор в установке. В классификации учебного оборудования, предложенной известным методистом А.А. Покровским, среди приборов каждого типа выделены такие группы: измерительные приборы, приборы для изучения или объяснения явлений и устройств и вспомогательные приборы. К группе вспомогательных приборов по этой классификации относятся и источники электропитания.

Рассматривая последовательно указанные группы, можно отметить основные отличительные черты приборов, предназначенных для разных видов физического эксперимента, но выполняющих в экспериментальных установках аналогичную роль.

К типичным представителям группы измерителей демонстрационного типа можно отнести амперметр и вольтметр с гальванометрами, лабораторного типа - амперметр АЛ-2,5 и вольтметр ВЛ-2,5, для практикума - авометр АВО-63.

Примерами приборов для наблюдения и изучения физических явлений и устройств могут служить универсальный трансформатор, трибометр лабораторный, комплект по механике для практикума.

К группе вспомогательных приборов относятся источник питания демонстрационный ИПД-1, лабораторный источник питания ВУ-4, источник электропитания для практикума ИЭПП-2.

Приведенная классификация учебных приборов на типы по виду учебного эксперимента, в котором они используются, а внутри каждого типа еще и на группы по функции в экспериментальной установке, которую прибор выполняет, как и всякая классификация, в некоторой степени условна. Так, среди приборов демонстрационного типа один и тот же прибор может использоваться в одном случае как измеритель, а в другом служить объектом изучения, если на уроке изучается его устройство или принцип действия.