Система учебного физического эксперимента, страница 3

В объяснительной записке программы подчеркивается, что “число указанных лр является обязательным. В зависимости от реальных условий в каждой школе учитель может заменить отдельные работы равноценными“.

Флр могут быть длительными (на весь урок) и кратковременными (10-15 мин). Кратковременными могут быть: определение плотности тв. тело, градуирование пружины и измерение сил динамометром и др.

Ценность флр – их проводят во время изучения программного материала на протяжении всего учебного года. Наличие общей темы облегчает руководство работой учащихся.

Недостатком является то, при выполнении фронтальных работ можно формировать лишь простейшие умения и навыки, поскольку используется самое простое оборудование,  и не знакомятся с приборами техническими.

3. Методика проведения фронтальных лр.

Планируя лр, нужно иметь в виду следующее: в программе лр указаны в конце тем, но это не означает, что их обязательно следует ставить после изучения всей темы. Время постановки той или иной работы, её место в учебном процессе определяется прежде всего задачами, которые ставят перед этой лр.

В некоторых случаях изучение темы урока целесообразно начать с выполнения лр, а затем перейти к выводу или формулировке закона.  (Плавление и отвердевание кристаллического тела – 8кл).

В других случаях лр проводят с целью углубления и закрепления того, что изучено учащимися.

Иногда полезно лр ставить в форме задачи. (Измерение мощности, потребляемой электронагревательным прибором).

Часть работ проводят с целью повторения материала пройденных тем. Учащимся предлагается подтвердить экспериментом уже изученное явление или закон.

То есть в зависимости от того, какие признаки положены в основу, можно выделить следующие виды занятий:

- наблюдение и изучение физических явлений (изучение свойств магнита, наблюдение явления интерференции);

- ознакомление с измерительными приборами и измерение физических величин (измерение массы на рычажных весах, измерение напряжения вольтметром);

- ознакомление с устройством и принципом действия некоторых физических приборов и технических установок ( ?? );

- обнаружение или проверка количественных закономерностей (определение условия равновесия рычага, опытная проверка закона Б-М);

- определение физических констант, физических характеристик веществ и процессов (определение g, коэффициента трения);

Для успешного проведения лр в физическом кабинете необходимо иметь типовое лабораторное оборудование в таком количестве, чтобы можно было ставить один комплект на 1-2 учащихся. Только при этом условии будет обеспечен высокий уровень проведения лабораторных занятий.

Каждая лр требует тщательной подготовки необходимых приборов и материалов. Приборы должны быть подобраны комплектом, тщательно проверены. Целесообразно применение специальных ящиков-укладок для приборов. Укладки делают такими, чтобы в них можно было поместить весь комплект приборов. Тогда отсутствие части приборов сразу видно по свободным местам в укладке. В большинстве работ приборы не следует выставлять на столы учащихся до непосредственного выполнения работы, чтобы не отвлекать внимание учеников при объяснении учителя. До начала урока выставляют на столы только самые громоздкие приборы.

С описанием лр учащиеся должны познакомиться до выполнения лр, но наряду с такими работами необходимо организовывать работы, где формулируется только цель работы, способы же её выполнения им предлагают определить самостоятельно.

Занятие, посвященное выполнению лабораторной работы, можно строить по разному, в зависимости от цели и содержания работы.  Более распространена следующая схема проведения фронтального лабораторного занятия: вводная беседа, выполнение экспериментаучащимися, заключительная беседа и обработка результатов измерения,  подведение итогов работы.