Система учебного физического эксперимента, страница 6

Для обеспечения целенаправленного и эффективного руководства необходимо заранее составить к каждой работе инструкции, напечатать их в нужном количестве, подобрать вспомогательную и справочную литературу. Обычно инструкции включает: 1) краткие сведения по теории вопроса, изложение одного из способов определения искомой величины; 2) перечень приборов и краткое описание тех из них, которые неизвестны ученикам; 3) описание хода выполнения работы; 4) указания о порядке записи результатов измерений и способе вычисления погрешностей. Кроме того, в инструкцию входят контрольные вопросы и дополнительные экспериментальные задания.

Большую помощь в подготовке и проведении работ может оказать пособие В.А.Бурова и Ю.И. Дика «Практикум по физике в средней школе».

5. Экспериментальные задачи дают возможность применять полученные знания для теоретических и экспериментальных исследований тех или иных вопросов курса и проверки путем эксперимента правильности теоретически найденных результатов.

В них эксперимент обычно выступает как одно из важных средств для получения необходимых данных при решении задач и для проверки правильности результатов, полученных путем теоретических расчетов.

Мы рассмотрели систему школьного физ эксперимента и требования к нему. Эти требования могут быть полностью выполнены лишь при определенных средств обучения физике, при наличии хорошо оборудованного физического кабинета.

6. Школьный физический кабинет

Обучение в школах России ведется в условиях кабинетной системы. Для каждого учебного предмета (практически без исключений) создаются специальные кабинеты, в которых сосредоточены оборудование, наглядные и учебные пособия, необходимые для эффективного преподавания именно этого предмета. Школьные кабинеты физики существуют в школе уже достаточно давно.

Школьный кабинет физики требует солидных средств для оснащения и поддержания его на современном уровне. Оборудование в нем разнообразное и довольно дорогостоящее, его организация весьма сложна: на базе кабинета необходимо обеспечить демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, физический практикум, применение технических средств обучения (ТСО), а в последнее время применение компьютерной техники. Поэтому каждый учитель физики должен хорошо знать оборудование школьного физического кабинета, уметь им пользоваться, следить за порядком в нем, за исправностью приборов, пополнять парк приборов.

Разные школы имеют различные школьные физические кабинеты. В малокомплектных школах обычно объединяют, в одном помещении кабинеты физики и химии. Это обычный ученический класс, но с демонстрационным столом, ученическими лабораторными столами, со шкафами, где сосредоточено оборудование по физике и химии.

Специфика физ кабинета состоит в том, что он должен одновременно служить хорошо оборудованной аудиторией для постановки физ демонстраций, лабораторией для выполнения фр лаб работ, опытов, практикумов.

Кабинет физики в школах состоит обычно из двух смежных помещений: класса-лаборатории и лабораторной комнаты.

Подчеркнем, что в такого типа школах все виды занятий (уроки, лекции, семинары, контрольные работы, фронтальный эксперимент и физический практикум, конференции) проводятся в классе-лаборатории. Физическое оборудование в основном размещается в лаборантской комнате, которую часто еще называют препараторской; в этой же комнате учитель обычно готовится к урокам.

Этот вид школьного физического кабинета в российских школах является самым распространенным.

В последние годы в школах, в гимназиях, лицеях и колледжах появляются физические кабинеты значительно лучшей организаций и с большими возможностями. В этом случае кабинет физики состоит из трех помещений: класс-аудитория, класс-лаборатория и лаборантская комната (препараторская).

Многие учителя класс-лабораторию оборудуют так, что в ней, кроме практических занятий, можно проводить и теоретические занятия. Это особенно важно в школах с большим числом классов, где работает не один учитель физики, а два или даже три. Занятия по физике в разных классах могут попадать в расписании занятий на одно и то же время. Один учитель при этом работает в классе-аудитории, а другой - в классе-лаборатории.