Система учебного физического эксперимента, страница 2

3. Демонстрируемый опыт должен быть ясно видим всем учащимся класса.  Хорошая видимость достигается: а) спец конструкцией дем приборов (чтобы можно было видно на расстоянии 8-10 метров); б) особым размещением элементов установки на столе (в вертикальной плоскости, используя подставки и т.д.); в) выразительностью дем установки (спец расположение приборов, выбором режима работы, использование различных индикаторов); г) спец средствами, повышающими видимость приборов и ожидаемого эффекта.

4. Темп дем должен соответствовать темпу устного изложения и скорости восприятия учащихся. Необходимо повторение.

5. Деем опыт должен быть убедительным, а установка надежной.

6. Техника демонстрирования.

При подготовке того или иного опыта учитель решает три основных вопроса: 1) выбор места каждого элемента установки; 2) применение освещения и фона; 3) выбор наиболее подходящих индикаторов для наилучшего наблюдения данного процесса.

7. Требования техники безопасности.

3. Значение лабораторных работ.

Человек познает мир прежде всего на основе чувственного восприятия. Чем большее число наших органов чувств участвует в восприятии, тем более полнее информация о свойствах вещей или явлений. Вот почему для усвоения физики недостаточно только читать книги и слушать рассказы. Требуется ещё “работа руками“. Лабораторные занятия при обучении физике являются как раз такой формой организации учебной деятельности учащихся, которая опирается на естественную потребность познать окружающий мир на основе собственного опыта, собственных ощущений. Поэтому лр выполняются учащимися всегда с большим интересом и желанием. Он помогает им понять методы научного исследования. В объяснительной записке к программам по физике говорится, что «физика должна изучаться как экспериментальная наука».

Собственными руками выполненный эксперимент убеждает учащихся в том, что мир познаем, что все в природе взаимосвязано. Выполняя лр, учащиеся приобретают и определенные политехнические умения: учатся “конструировать“ и собирать экспериментальные установки, пользоваться измерительными приборами, правильно производить  измерения, определять точность полученного результата.

Систематически предъявляя требования бережного отношения к приборам, аккуратности в работе, чистоты и порядка на рабочем месте, строго соблюдения определенной последовательности действий для получения результата, выполнения правил техники безопасности, у учащихся воспитывается культура умственного и физического труда.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что лабораторные занятия являются одним из важных методов обучения учащихся.

На лабораторных занятиях решаются следующие учебные задачи:

-  иллюстрация (подтверждение справедливости) изучаемых законов, н-р проверка условия равновесия рычага, иллюстрация закона Ома для участка цепи.

-  Овладение методами измерения физических величин, н-р определение сопротивления проводников, определение мощности тока, потребляемого электрической лампочкой.

-  Изучение связи между физическими величинами и установление закономерностей явлений, например изучение зависимости силы тока от сопротивления цепи.

-  Привитие умений пользоваться измерительными приборами: динамометром, весами, манометрами различных видов, амперметром, вольтметром.

-  Выработка умения чтения схем.

-  Развитие у учащихся конструкторских способностей и технической смекалки.

-  Изучение устройства и принципа действия физических приборов.

4.  Формы организации лр.

В настоящее время в школьной практике сложились три вида лабораторных занятий:

1)  фронтальные лабораторные занятия;

2)  физический практикум;

3)  домашние экспериментальные работы.

В практике преподавания получили распространение две основные формы организации лабораторных занятий: флр и физ практикум.

 Фронтальные лр – это такая форма лабораторных занятий, при которой все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент на одинаковом оборудовании. Флр впервые введены в программу по физике в 1927г.  Сегодня общее число обязательных лр различно в различных программах.