Политика Российского правительства на Дальнем Востоке во второй половине XIX века. 13-й Восточно-Сибирский линейный батальон и его командир Я.В.Дьяченко, страница 6

    В 1855 г. Александр II поручил  Н.Н. Муравьёву  вступить в переговоры с цинскими представителями  с целью заключения нового договора о русско - китайском территориальном размежевании на Дальнем Востоке.

8 сентября 1855 г.  в Мариинский пост, где в это время находился Н.Н.Муравьёв, прибыли цинские уполномоченные, на следующий день начались переговоры. Указав на агрессивную политику западных держав на территории Тихоокеанского региона, одинаково известную и Китаю и России, Н.Н.Муравьёв сообщил о плавании русских судов по Амуру, благодаря чему удалось отбить нападение англо-французской эскадры.                                                                                                     Отражение агрессии  со стороны великих держав, заявил генерал-губернатор,  ясно показывает, « как необходима защита нами Амура, и должно убедить вас и в том, что без принятия Россией мер паровые суда неприятельские безнаказанно поднимались бы уже вверх по реке и проникнули бы  до внутренних областей ваших и наших » [34]. Поскольку же меры, принятые Россией для защиты от иностранцев (строительство военных постов,  образование деревень на берегах Амура), не могут иметь временный характер, то « все места для этой цели занятые нами там, и весь приморский край  должны окончательно остаться  во владении России» [35].

   Цинские уполномоченные передали  письменное заявление Н.Н.Муравьёва в Пекин.

    С открытием навигации по Амуру в 1856 г. был осуществлён третий сплав русских судов по Амуру. Во время этого сплава были построены три русских поста  на берегах Амура: Кумарский пост (против устья р. Кумары) , Зейский (против р.Зеи) , Хинганский ( при входе Амура в  ущелье Малого Хингана).

    30 марта 1856 г. подписанием Парижского мира закончилась Крымская война. Россия была вынуждена  пойти на унизительные условия о нейтрализации черноморских проливов, запрете держать там военный флот и строить крепости. Потери могли бы быть и значительнее, если бы англо-французской  эскадре удалось захватить русские территории Дальнего Востока. Но своевременные действия  по занятию и укреплению нижнего Амура и частично Приморья, героизм и самоотверженность русских воинов предотвратил опасность, угрожавшую  интересам России на Дальнем Востоке.

    Военная опасность Приамурью и Приморью временно миновала, но оставалась и усиливалась опасность экономического характера. Особенно активно  в этом направлении начали действовать торговые агенты США. Американские промысловые суда систематически и безнаказанно грабили  природные богатства  русского Дальнего Востока, спаивали и грабили местное население.  Действия американских  судов в Тихом океане зачастую принимали  характер  обычного пиратства.  В период Крымской войны военно-промышленные круги США стали предпринимать попытки экономического проникновения в Сибирь, рассчитывая использовать Амур в качестве дешевого и относительно удобного пути  для своей экспансии.  Но в тот момент лидирующее положение на мировой арене занимала  всё же Великобритания, политика этой державы в Китае  вызывала куда более сильную тревогу в российских правящих кругах, чем рост экономического влияния на  США Дальнем Востоке. Можно предположить, что, оценив ситуацию, русское правительство  рассчитывало использовать США в качестве противовеса  английскому влиянию.

   В марте 1856 г. по инициативе   Н.Н.Муравьёва иностранцам было предоставлено   право  беспошлинного ввоза товаров на Дальний Восток. Однако американским купцам не разрешалось торговать в Восточной Сибири, как это им хотелось: их деятельность была ограничена низовьями Амура. Это нарушило планы американцев, рассчитывавших не только утвердить своё влияние в Восточной Сибири, но и поставить под свой контроль  русско-китайскую торговлю через Кяхту. В 1857 г. американский путешественник П.М. Коллинз, назначенный торговым агентом США на Амуре, составил проект строительства железной дороги, которая связала бы Амур с Восточной Сибирью и предоставил этот проект Н.Н.Муравьёву. Но в Петербурге к этому проекту отнеслись не благожелательно.