Политика Российского правительства на Дальнем Востоке во второй половине XIX века. 13-й Восточно-Сибирский линейный батальон и его командир Я.В.Дьяченко, страница 4

2. История возникновения  13-го Восточно-Сибирского линейного батальона и создания им  системы военных  постов и поселений в Приамурье и  Южно-Уссурийском районе Приморья,

    3. Биография Я.В.Дьяченко,

при рассмотрении каждой из этих проблем  в хронологическом порядке.

   Метод конкретно-исторического анализа - состоит в учёте возникновения конкретно-исторического явления, выявление объективных причин строительства русских военных постов и станиц линейными батальонами на территории Приамурья и  Южно-Уссурийском районе Приморья, в середине XIX в.

   Метод актуализации - состоит   в определении ценности  конкретного     исследования для нынешнего и будущего времени.

   Метод системного подхода и анализа - применяется для теоретических обобщений,  целостного анализа изучаемой темы,  определение объекта и предмета исследования.

  Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка  источников и литературы.

Глава 1. Политика Российского правительства  на Дальнем Востоке во  второй половине XIX в.

1.1  Дальний Восток России в системе международных отношений во второй половине XIX в. Причины заселения территорий Приамурья и Приморья  русскими переселенцами в 1850-1870 гг.

Рассмотрение  темы данной курсовой работы предполагает характеристику Приамурья и Приморья в системе международных отношений.

    После подписания Нерчинского договора в 1689 г., правительство цинского Китая, вытеснив русских из Приамурья, превратило этот край в буферную территорию между Китаем и Россией. Русско-китайская граница в Приамурье,  фактически проходила лишь по естественным  водным преградам- р. Аргуни и р. Горбице,- охранялась очень слабо:  с русской стороны существовали редкие караулы Цурухтайский, Усть-Стрелочный, Горбиченский, а цинские власти лишь периодически проводили осмотр берегов пограничных рек. Граница  к востоку от р. Горбицы вследствие неясности географических ориентиров в тексте Нерчинского договора не поддавалась точному определению, не была демаркирована и не охранялась.

    Отсутствие границы в Приамурье восточнее р.Горбицы и почти полное безразличие  цинской администрации к положению дел севернее и Амура создавали благоприятную обстановку для передвижения российских и цинских охотников по всей территории Приамурья.

    Тем не менее, Нерчинский договор имел очень тяжёлые последствия для экономического развития русского Дальнего Востока. Уход из Приамурья, первоначально рассматривавшийся русским правительством как потеря большой но в целом не освоенной территории и значительного числа «ясашных людей», нанёс стране гораздо больший ущерб. Россия потеряла, прежде всего, удобный выход в Тихий океан, в результате чего русские дальневосточные владения оказались отрезанными от развитых районов Сибири. Между тем в Сибири односторонние и крайне медленно развивающиеся связи  с Европейской Россией  поставили перед местной  торгово-промышленной буржуазией проблему поиска более близкого и богатого перспективами  рынка. Сибирская общественность считала, что эта проблема может быть разрешена открытием амурского водного пути, который сблизит Восточную Сибирь с многолюдным Китаем, изолированной и практически нетронутой Японией, с далёкой но доступной по океанскому пути Америкой. Потеря Амура- самой удобной и дешевой дороги к побережью Тихого океана не только тормозила экономическое развитие окраин империи, но и превратилось со временем в серьёзное препятствие укреплению обороноспособности страны на Дальнем Востоке.

    П.И. Кабанов, исследуя в своей  монографии [30] позиции России в амурском вопросе выделяет  три основных направления русской политики на Дальнем Востоке. Первое направление- попытки правительства России выяснить  размеры потерь, понесённых государством от оставления Амура, а также  сбор сведений географов и геодезистов. Второе- стремление правительства компенсировать ущерб, нанесённый русскому судоходству  (попытки проложить дорогу из Забайкалья  к Охотскому побережью, поиски гавани для устройства порта). Третье - непосредственно действия правительства России, направленные на решение амурской проблемы (посольство Ю.А.Головкина, деятельность Н.Н.Муравьёва).