Политика Российского правительства на Дальнем Востоке во второй половине XIX века. 13-й Восточно-Сибирский линейный батальон и его командир Я.В.Дьяченко, страница 14

   Под умелым руководством Я.В. Дьяченко Новгородский пост рос и укреплялся. Весной 1868 г. туда прибыл за углем лейтенант К.С. Старицкнй, производивший гидрографические работы. Большое место в его деятельности занимали строительные дела, организация добычи угля, изучение края, Яков Васильевич как мог, содействовал его работе. Помимо этого необходимо было решать вопросы с населением Новгородского поста- устраивать тех из матросов, которые, выслужив установленные 15 лет на Дальнем Востоке, пожелали остаться здесь навсегда.

  20 июля 1869 г.  Я.В. Дьяченко получил звание полковника, а в 1871 г. его не стало. Сохранилось свидетельство о его смерти: "Начальник Новгородской постовой команды полковник Дьяченко, 56-ти лет от роду, 26 марта 1871 г. умер от острого катарального воспаления мельчайших ветвей дыхательного горла, в удостоверение чего и дано мною, нижеподписавшимся, сие свидетельство за собственноручным подписом и приложением именной моей печати. 1871 г. мая 9 дня. Пост Новгородский. Пользовававший полковника Дьяченко врач, старший врач № 1 Восточно-Сибирского линейного батальона коллежский асессор"  [54] .Подпись неразборчива.

   Супруга его Афимья Константиновна Дьяченко после смерти мужа переехала в Иркутск, где получала пенсию. Что стало с сыном Дьяченко, Владимиром, неизвестно.

2.2  История возникновения 13-го Сибирского линейного батальона и выполнение им правительственных задач на Дальнем Востоке.

   13-й Сибирский линейный батальон  имеет долгую предысторию. Ещё  18-20 января 1720 г. в Тобольске в связи государственной необходимостью был сформирован гарнизонный полк в составе трёх батальонов.

13 ноября 1727 г. Тобольский полк был переименован в Якутский, а 19 апреля 1764 г. трем его батальонам были даны названия: Иркутский, Томский и Селегинский.

    В 1796г.  Иркутский и Томский батальоны были объединены в Иркутский полк, который в 1829 г. переформировали: бывший Иркутский батальон, входивший в его  состав стал 13-м Сибирским линейным батальоном, а бывший Томский 14-м Сибирским линейным батальоном.  26 февраля 1838 г. каждому из этих батальонов было пожаловано простое знамя без надписей, с Александровской юбилейной лентой, на основе Высочайшего указа от 25 июня 1838 г.[55]. На линейные батальоны возлагалась обязанность помогать сооружению поселений, способствовать устройству нового края по личному указанию и распоряжению генерал-губернатора, вплоть до развития хлебопашества  в Приамурье и Приморье- нижним чинам объявили, что после окончания службы каждому можно будет завести хозяйство и  окончательно поселиться на Дальнем Востоке.

     В  апреле 1854 г. был совершен первый амурский сплав. Из Усть-Стрелочного караула русские суда должны были пройти по Амуру и доставить в низовье реки на Камчатку и Сахалин войска, боеприпасы и продовольствие. Н.Н. Муравьёв выехал из Иркутска 20 апреля, и на прощальном обеде  за Ангорой, встретил полковника О.Г. Облеухова. В ходе застолья Облеухов зачитал присутствующим стихи собственного сочинения посвящённые генерал-губернатору: «Порадовал ты нас приездом, но дал лишь на себя взглянуть, и уж сулишь нам грусть отъездом, собравшись в дальний дивный путь…». Данное произведение было встречено вполне благосклонно, особенно растрогали Н.Н. Муравьёва последние строки, где автор сравнивал его с легендарным Ермаком.  Генерал-губернатор  оказался благодарным ценителем поэзии  и в 1855 г., к счастью уже после второго сплава, назначил О.Г. Облеухова  командиром 13-го Сибирского линейного батальона. Началась подготовка к третьему сплаву.

   Весной 1856 г. с открытием навигации  по Амуру потянулась процессия из 110 судов- многочисленные баржи , плоты, лодки на которых , в числе прочих отправлялись и солдаты 13-го Сибирского линейного батальона.  В задачу казаков и солдат-линейцев входило добраться до Мариинска где находился штаб амурских войск и обратно. Путь до Мариинска линейцы проделали относительно успешно, хоть и с небольшим опозданием, зато дорога назад обернулась для солдат настоящей трагедией.