Изучение станков-автоматов и полуавтоматов, автоматических линий и многооперационных станков в курсе «Металлорежущие станки»: Методические указания, страница 3

Уяснив, с чем связана необходимость производства станков новых типов, следует внимательно изучить определения станков с ЧПУ и многооперационных станков. Металлорежущие станки, в которых программа управления задается в форме математических зависимостей, описывающих заданную траекторию перемещения инструмента относительно заготовки или в виде ряда чисел, определяющих опорные точки этой траектории, называются станками с числовым программным управлением (ЧПУ). Программа правления станком – это последовательность команд, обеспечивающая  заданное функционирование рабочих органов станка. Следует обратить внимание на то, что в приведенном определении станка с ЧПУ показано лишь основное назначение программы – определить в каждый даны момент обработки взаимное положение заготовки и инструмента; в то же время программа определяет и порядок технологических операций, изменение режимов обработки, управляет режимами смазки и охлаждения.

Под многооперационным станком следует понимать автоматизированный станок с числовым программным управлением, с высокой степенью интеграции операций, т.е. станок, обеспечивающий выполнение большой номенклатуры технологических операций без перебазирования изделий и с автоматической схемой инструмента.

Изучая автоматические линии надо принять во внимание. Что они нашли широкое применение в массовом и крупном серийной производстве, являясь основным средством комплексной обработки деталей.

Рекомендуется следующее определение: автоматической линией называют автоматически действующую систему станков и другого оборудования, расположенных в технической последовательности и объединенных общими средствами транспортировки, управления, накопления заделов, удаления стружки.

Студент должен знать, что идея создания первой в мире автоматической линии из агрегатных станков и полуавтоматов принадлежит советскому рабочему – рабочему Сталинградского тракторного завода И.П.Иночкину. построенная им в 1939 г.автоматическая линия послужила толчком для развития автоматических линий в СССР и за границей (см.БСЭ, госуд. Научн. Изд-во, изд.2-е, т.1, с.216). Первая линия была предназначена для обработки ступицы поддерживающего ролика гусеницы трактора. На первых трех станках производилась механическая обработка ступицы. Затем на гидравлическом прессе ступица запрессовывалась в бандажи, которые подавались транспортером. На следующем станке производилось растачивание отверстия ступицы, сверление 10 отверстий с двух сторон и нарезание резьбы. Готовые изделия окатывались по лотку в тележку. Вся обработка производилась за 44 секунды. Линию обслуживали два человека (вместо ранее работавших семи): один загружал в приемный бункер заготовки, второй наблюдал за работой станков.

Далее следует рассмотреть одновременно структуру станка-автомата и автоматической линии. Сделать это целесообразно одновременно, т.к. автомат и автоматическая линия в принципе имеют много общего.

Механизмы рабочих и холостых ходов автомата, выполняющие отдельные элементы рабочего цикла, называют целевыми механизмами. Структуру автомата удобно рассмотреть на структурной схеме /9/ - см.рис.1.

Рекомендуется обратить внимание на то обстоятельство, что автомат в классическом понимании этого термина не устраняет вовсе участия человека в процессе производства. Но «вместо того. Чтобы быть главным орентом процесса производства рабочий становится рядом с ним» /2/. Человек теперь, по словам К.Маркса, выполняет функции контролера и регулировщика. Степень автоматизации самого автомата можно еще больше повысить, если передать ряд функций наладчика механизмам, например, такие функции, как контроль качества изделий, замену и подналадку инструмента и др. Механизмы, работа которых не связана непосредственно с рабочим циклом автомата, называют внецинковым механизмами.

Для того, чтобы рассмотреть структуру автоматической линии, рекомендуется обратиться к рис.2 /9/.

Как видно из структурных схем (рис.1,2), в принципе, структура автоматической линии схожа со структурой отдельного автомата, однако автоматическая линия является более совершенной рабочей машиной, с более развитым исполнительным механизмом.