Функционально-стоимостной анализ: Методические указания к практическим занятиям, страница 5

3. Последовательность проведения ФСА конструкторских решений (укрупненная).

Порядок проведения ФСА включает в себя два этапа. Во-первых, функционально-стоимостную диагностику конструкторского решения (ий), позволяющие выявить излишние затраты, а во-вторых, поиск и выбор лучшего из вариантов конструкторских решений, определяя соотношение полезного эффекта от внедрения (качество) и стоимостных показателей. Разберем каждый из этапов подробнее.

I. Функционально - стоимостная диагностика конструкторских решений.

1. Сбор и систематизация информации, связанной с объектом проектирования .

2. Определение требований к изделию, оценка их важность ( по воз-

можности избавляются от противоречий).

3. Построение “дерева целей” и задач проектирования, включающее несколько уровней: I уровень – генеральная цель; II уровень – цели, исходя из требований и ограничений; III уровень – подцели; IV уровень – задачи (конструктивные, технологические, схемотехнические); V уровень – пути решения задач.

4. Построение укрупненной функциональной модели (ФМ).

5. Построение функционально-структурной матрицы объекта.

6. Определение значимости и относительной важности внутриобъектных функций (основных и вспомогательных).

7. Определение относительных затрат на функцию (вспомогательные и основные).

8. Построение функционально-стоимостной диаграммы (ФСД).

9. Анализ результатов ФСД.

            Замечание 1. Пункты с 5 по 9 проводятся для каждого из вариантов исполнения искомого объекта (конструкции), из которых далее будет определяться наилучший вариант.

            Замечание 2. Для каждого из выбранных вариантов проектируемого объекта могут быть пересмотрены значимости функций.

II. Поиск и выбор лучшего из вариантов проектируемого конструкторского решения.

1.  Формирование набора идей и вариантов реализации основных функций (или главной функции).

2.  Согласно “дереву целей” отбор критериев, по которым будет проводиться выбор лучшего из предложенных вариантов объекта.

3.  Определение экспертным путем (методом) обобщенного показателя качества для каждого из вариантов.

4.  Расчет соотношения между ценой потребления и обобщенным показателем качества для каждого из вариантов реализации объекта.

5.  Определение наилучшего варианта конструкторского решения проектируемого объекта.

6.  Проверка соотношения затрат и других стоимостных оценок по функциям установленным лимитам.

7.  Комплексная оценка и окончательный выбор варианта конструкторского решения.

Замечание 3. Пункты с 2 по 5 выполняются для каждой основной функции (или для главной функции).

4.Построение укрупненной ФМ проектируемого объекта.

Создание информационной базы, требуемой для построения ФМ, включает так называемое “дерево целей”. Сформированные цели и задачи проектирования представляют в виде разветвленного дерева, состоящего из:

            I уровень – генеральная цель;

            II уровень – цели, которые поставлены для решения генеральной цели;

            III уровень – подцели;

            IV уровень – задачи;

            V уровень – пути решения задач.

            Замечание 4. В названиях целей данных уровней, задач и путей и решения не используются глаголы.

            Исходя из “дерева целей” и технического задания (ТЗ) на ДП формируются внешние функции:

- главная функция (порядковый номер F1); отражает назначение, основное требование ТЗ;

-второстепенные функции (F2, F3, F4 и т.д.), отражающие дополнительные требования ТЗ (эстетика, эргономика, экология и т.д.).

Эти функции составляют первый уровень ФМ.

            Путем постановки вопросов типа “каким образом осуществляется F1?”,”что следует предпринять, чтобы изделие функционировало?” и т.д., формируются внутриобъектные функции:

-основные функции (порядковые номера Fij),

-вспомогательные функции (Fijk).

Функции типа Fij формируют II уровень ФМ, а Fijk – соответственно, III уровень.

            Сложность иерархии ФМ напрямую связана со сложностью проектируемого объекта и глубиной его анализа. Таким образом, уровней в ФМ может быть менее, а может быть и более трех.