Сущность и законы организации производства. Производственный процесс, его структура и принципы организации. Формы организации производства. Организация технического контроля качества продукции (Краткий конспект лекций по дисциплине «Организация производства»), страница 13

При предметно-технологическом (смешанном) принципе построения цехов заготовительные цеха (литейные, штамповочные, прессовые, кузнечные) специализируются по технологическому принципу, обрабатывающие цеха – по предметному. Применяется в условиях серийного производства.

Тема 7. Организация технической подготовки производства

Комплексная (или техническая) подготовка выпуска продукции предусматривает несколько этапов, которые реализуются в определенной последовательности:

1)  научно-конструкторская подготовка производства, которая предусматривает проектирование новых и совершенствование прежде освоенных видов продукции, а также обеспечение производителей всей необходимой документацией на эту продукцию;

2)  технологическая подготовка производства включает комплекс работ по проектированию и созданию материальной базы процесса производства новых видов продукции (проектирование технологических процессов, изготовление необходимого технологического оснащения, нестандартного оборудования и т.п.);

3)  организационная подготовка производства представляет собой организационную перестройку отдельных производственных подразделений, организацию трудовых процессов, разработку и внедрение новых систем планирования и управление ходом производственного процесса;

4)  экономическая подготовка производства представляет собой разработку экономических параметров деятельности предприятия по выпуску новой продукции (расчеты трудоемкости, себестоимости работ, определение объемов и источников инвестирования и прочее).

1. Основными задачами научно-конструкторской подготовки производства являются следующие: 1) получение новых знаний в сфере развития природы и общества, новых областей их применения; 2) теоретическое и экспериментальное обоснование возможности материализации полученных знаний в сфере производства; 3) практическая реализация нововведений и преобразование их в инновации с целью повышения эффективности использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия, повышения жизненного уровня населения.

Научно-конструкторская подготовка производства реализуется через проведение следующих видов работ:

-  фундаментальные  теоретические и поисковые исследования;

-  прикладные исследования;

-  проектно-конструкторские работы;

-  исследовательские, экспериментальные работы, которые также могут выполняться в составе перечисленных выше видов работ.

Результаты фундаментальных теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий, гипотез, принципов, законов и закономерностей и т.п. К фундаментальным поисковым исследованиям относятся исследования, целью которых являются открытия новых принципов создания изделий и технологий; новых, прежде неизвестных свойств материалов и их соединений; методов управления организацией и т.п..

Прикладные исследования направлены на изучение путей применения в практической деятельности результатов фундаментальной науки. Их целью являются решения совокупности теоретических, экспериментальных и опытно-промышленных вопросов, направленных на разработку научно-технических основ создания конкретного конкурентоспособного образца новой техники (технических нововведений, инноваций), решение технико-технологических, организационных и экологических проблем. Результаты прикладных исследований используются в конструкторской составляющей подготовки производства, непосредственно при формировании технического задания на создание нового образца техники, рекомендаций относительно конструкции изделия и его узлов, технологических процессов, методов обработки и составления, форм и методов организации его производства и т.п..

Проектно-конструкторские и экспериментальные работы формируют конструкторскую составляющую подготовки производства и являются завершающей стадией научно-исследовательских работ, своеобразным переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.