Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 28

Физическая и правовая возможность свободной купли – продажи может рассматриваться в качестве фактора ценообразования, поскольку ее ограниченность или отсутствие для части продавцов или покупателей означает возможность завышения цен реальными продавцами и занижения их монопольными покупателями (например, при закупках сельскохозяйственного сырья у его производителей, особенно в отдаленных пунктах). Чем больше возможности для нормальных контактов продавцов с покупателями, тем совершеннее цена отражает экономические реалии производства, обмена, потребления.

Наличие конкуренции среди потребителей и продавцов является, как и предыдущее, условием и фактором полноты проявления функций ценообразования в обслуживании экономики общества и каждого предприятия.

В ценообразовании, наряду с объективными, действуют и субъективные факторы, которые необходимо принимать во внимание. Среди субъективных факторов выделяются такие, как способность покупателя правильно оценить полезность товара; адекватность практической оценки покупателем полезности предстоящих и сделанных покупок; решения производителей о месте, времени, условиях и объеме продаж; соотношение между некоторыми участниками рынка и ряд других факторов (импульсивность отдельных покупок, мотивация некоторых приобретений соображениями престижа и т.д.).

Действие различных факторов, сказывающихся на уровне цен, сводится, в конце концов, к формированию величины цены, обусловленной соотношением спроса и предложения по данному продукту на свободном рынке. Если продукт предлагается множеством независимых продавцов множеству независимых покупателей (совершенная конкуренция), то цены купли – продажи в целом следуют закономерностям, представленным кривыми, изображенными на рис. 9, и приближаются со временем к цене равновесия (в точке пересечения кривых), когда объемы предложения и спроса совпадают.


Степень самостоятельности предприятий в области ценообразования в условиях рыночной экономики очень высока, но не безгранична. Государство, действуя в интересах общества и отдельных групп населения и секторов экономики, может более или менее жестко контролировать часть цен, воздействуя тем самым на рассмотренные факторы ценообразования.

С учетом этого обстоятельства различают фиксированные, регулируемые и свободные цены.

Фиксированные цены устанавливаются государством непосредственно для отдельных видов продукции. Они обязательны для всех продавцов и покупателей в стране.

Регулируемые цены находятся тоже под контролем государства, но устанавливаются не прямо, а в виде граничных (минимальных и максимальных) цен или путем введения нормативного уровня рентабельности данной продукции либо на основе соблюдения особого порядка согласования новых цен на соответствующие продукты.

Кроме того, государственное регулирование цен осуществляется с помощью налоговой политики и экспортно-импортной (таможенной) политики.

Налоговая система – фактор, способствующий повышению цен. Для уплаты налогов и налоговых сборов предприятия стремятся иметь достаточные средства и для этого устанавливают цены на свою продукцию более высокие, чем это необходимо для возмещения затрат и образования собственной прибыли. Непосредственное и значительное влияние на уровень цен оказывают: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на имущество и другие.

Весомый ценообразующий фактор – таможенная политика государства. На уровень цен прямо или косвенно влияет наличие либо отсутствие экспортных или импортных пошлин, их размеры, запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, таможенные правила, действующие в других странах, а также реальный экспорт и импорт.

Свободные цены на рынке формируются в результате взаимодействия продавцов и покупателей. Цены перестают быть свободными в случаях, когда имеют место ограничения свободного товарообмена (например, вследствие сговора между отдельными участниками рынка, применения искусственных ограничений предложения или спроса и т.д.). Тогда их можно считать регулируемыми, но не со стороны государства.