Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 27

Рис. 8. Структурная схема оптовой и розничной цены товара

Розничные цены действуют при реализации товара массовому потребителю. Их величина больше по сравнению с оптовыми ценами изготовителя и оптовика.

Предприятие-изготовитель (и каждый участник цепочки производства и реализации товара) строит свою ценовую политику так, чтобы сумма цен продажи продукции максимально превышала сумму затрат (себестоимость). При этом минимально допустимая для производителя цена равна себестоимости данной продукции:

Критическая (предельно низкая)

цена реализации продукции

=

Себестоимость

единицы продукции

Такой уровень цены позволяет возместить текущие затраты, но не дает прибыли и убытков. Поскольку себестоимость единицы продукции зависит от объема производства, то от объема зависит и критическая цена. Соответствующий объем производства предприятия следует считать критическим. Для предотвращения убыточности при снижении объема производства приходится повышать цену. И наоборот, рост объема позволяет снизить цену. Таким образом, затраты производства, а следовательно, и цены изготовителя существенно зависят от объемов выпуска продукции.

На уровень затрат значительное влияние оказывает также прогрессивность применяемых предприятием технологий производства продукции, что отражается на уровне цены.

Размер цены зависит от включения в нее части или всех затрат на транспортировку продукта от производителя к потребителю. С учетом этого может быть установлена:

§  цена франко-склад поставщика,

§  цена франко-станция (пристань, аэропорт) отправления,

§  цена франко-вагон (борт) в пункте отправления,

§  цена франко-вагон (борт) в пункте назначения,

§  цена франко-станция (пристань, аэропорт) назначения,

§  цена франко-склад потребителя.

Расходы по транспортировке продукции до места, указанного "франко", возмещает поставщик, а дальнейшие затраты – потребитель. В этом же пункте поставщик передает покупателю права и ответственность за данный товар.

Качество (полезность) товара – второй важнейший фактор, оказывающий прямое влияние на величину цены. Потребитель, покупая продукт более высокого качества, приобретает предмет с большей полезностью. Поэтому повышенная оплата продукта оправдана с точки зрения потребителя. Производитель, повышая качество продукции, как правило, несет большие затраты на его изготовление. Их рост он стремится возместить повышением цены.

Цены (Ц) и оценки качества (К) однородных продуктов различного качественного уровня (К1, К2, К3 и т.д.) на общем рынке имеют примерно одинаковые (близкие по величине) количественные соотношения, на которые ориентируются производители и потребители:

 и т.д.

Качество продукции можно измерить количественно (числом), используя только один (главный) показатель ее качества, что делает оценку простой, но односторонней (например, оценка качества молока по проценту его жирности или качества оборудования по его производительности). Качество продукции можно измерить также, применяя расчетно-экспертную систему сведения различных показателей качества к одной обобщающей величине, что довольно сложно и не избавляет от ошибок.

Платежеспособность возможных покупателей – третий из наиболее существенных ценообразующих факторов. Различные категории покупателей имеют неодинаковые финансовые возможности, которые к тому же изменяются во времени. Высокая платежеспособность клиентов позволяет поддерживать относительно высокий уровень цен, а низкая заставляет продавцов снижать цены. Ограниченность платежеспособности влияет не только на цены, но и на всю социально-экономическую ситуацию, затрагивая и производство (изготовители ищут новые рынки сбыта, свертывают производство, изменяют профиль деятельности и т.д.), и потребление (потребители меняют структуру потребления, приоритеты и объемы покупок и т.д.), и общественное сознание, и политику.