Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 38

Маркетинг – как вид деятельности предприятия по анализу общественных и личных потребностей, возможностей и перспектив реализации продукции на рынках сбыта с учетом различных условий и с разработкой мероприятий, обеспечивающих успех сбыта. В широком смысле маркетинг охватывает и решения о производстве продукции, о своевременном воздействии на все стадии "жизненного цикла" продукта (зарождение идеи продукта ® исследования и разработки ® подготовка производства ®освоение производства и вывод товара на рынок ® рост продаж и начало получения прибыли ® максимизация и стабилизация продаж и прибыли ® начало спада продаж и производства ® падение продаж и прекращение производства продукта либо продление периода "жизни" продукта за счет его обновления или перехода на другие рынки). Важно включать в состав цикла и стадию утилизации продукта.

Внешнеэкономическая деятельность позволяет предприятию быть экономически эффективным за счет торговли с зарубежными партнерами товарами, цены на которые различны на внутреннем и внешнем рынках, за счет приобретения или продажи оборудования или технологий (при положительном сальдо сумм доходов и расходов по контрактам).

Логистика – система методов и решений, позволяющих рациональнее (с наименьшими издержками) организовать и осуществить движение материальных потоков (сырья и материалов к предприятию, предметов труда в процессе переработки в пределах предприятия, готовой продукции от предприятия к потребителям.

Контроллинг – философия и совокупность методов управления предприятием, нацеливающая постоянно все производственные звенья на достижение конкретных показателей (затрат, выпуска продукции и прибыли), обеспечивающих успех предприятия. При этом предполагается соответствующая система бухгалтерского учета и передача ответственности в звенья, где реально образуются контролируемые показатели.

Технико-экономический анализ может рассматриваться как фактор, без которого реализация других возможностей происходила бы "вслепую". Анализ, обращенный в прошлое и в будущее, показывает причины и последствия принятых ранее и намечаемых решений, помогает выбрать наилучшие.

Технико-экономическое планирование – обязательное условие и фактор эффективной работы предприятия. Планирование (стратегическое и текущее) состоит в обосновании и выборе целей предприятия, в определении необходимых средств, ресурсов, их взаимной увязке по качественным и количественным показателям, в обосновании путей достижения целей, в оптимизации их, в том числе с помощью экономико-математических методов и моделей. Применение этих методов и моделей в экономических расчетах и управлении предприятием может рассматриваться и как самостоятельный фактор эффективности производства.

Финансово-коммерческая деятельность, вклад которой в повышение эффективности может иметь место за счет более удачного размещения нераспределенной прибыли (например, на покупку высокодоходных ценных бумаг, на приобретение высокоэффективного оборудования), за счет оптимального использования ценовых льгот (например, скидок при закупках материалов), за счет обоснованного страхования (рискованных контрактов, имущества) и т.д.

Менеджмент, понимавшийся, в частности, как система организации предприятия и управления, прежде всего, методами наилучшего взаимодействия руководителей и подчиненных при решении различных производственных задач. Процедуры (технология) управления предусматривают стадии учета и анализа информации, прогнозирования и планирования (стратегического и оперативного), организации управления, контроля, оценки и стимулирования. Большая роль при этом отводится мотивации труда (в том числе системам его нормирования, оплаты и стимулирования), технике и этикету делового общения. С учетом различных классов задач, решаемых руководителем, менеджмент делят на финансовый, персональный, производственный и интернациональный. В первом случае предметом управления являются финансы, во втором - работники, в третьем – производственные процессы и операции, в четвертом – отношения с зарубежными партнерами.