Система бюджетирования и управление процессом бюджетирования, страница 5

ü табличное описание прогнозирования основных финансово-экономических показателей.

Основным документом, регламентирующим анализ финансового состояния, является положение «Об анализе». В структуру положения входят следующие разделы:

·  определение основных видов анализа, проводящихся в организации;

·  основные методы и приемы финансово-экономического анализа;

·  система экономических показателей, формируемых в учете для получения исходных данных с целью их последующего анализа;

·  форматы аналитических таблиц, применяемых для проведения анализа.

Положение «О бюджетировании» – это документ, устанавливающий бюджетный регламент, организацию процессов финансового планирования, контроля и анализа. В положении отражается назначение системы и принципы финансового планирования, структура бюджетов, порядок согласования бюджетов, их подготовки и утверждения.

В положении «О бюджетном комитете» описывается сфера деятельности комитета и закрепляется его статус как органа коллегиального управления процессом бюджетирования. Устанавливаются цели и задачи бюджетного комитета, его компетенция и полномочия, права, обязанность и ответственность председателя и членов бюджетного комитета. Отдельным разделом отражается порядок проведения заседаний бюджетного комитета: периодичность заседаний, процедура их подготовки, требования к оформлению протокола заседания комитета, порядок принятия решений, правомочность и оспаривание решений бюджетного комитета.

Существует второй тип регламентных документов – непосредственно регламенты, в которых описываются процедуры, которые приводят к достижению целей, поставленных в положениях.

Регламент – это описание процедур, совершаемых с бюджетами и по разработке бюджетов (процедур анализа, прогнозирования, корректировки, контроля и исполнения). Основными составляющими этих процедур являются:

§  установление периода, за который проводится прогнозирование, анализ, корректировка;

§  лица, ответственные за их проведение;

§  информационное обеспечение (бухгалтерские, управленческие отчеты, регистры учета и др.)

§  последовательно и логические связанные друг с другом шаги, из которых и состоят процедуры анализа, планирования и корректировки.

К регламентным документам следует отнести графики проведения этих процедур - графики документооборота. Это основные документы, которые превращают бюджетирование в инструменты эффективного контроля. Основная цель графика документооборота заключается в установлении взаимоувязки всех этапов, из которых состоит управленческая процедура.

Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходимым является наличие коллегиального распорядительного органа, который называется бюджетным комитетом.

 Бюджетный комитетэто составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов.     

Бюджетный комитет рассматривает и осуждает предварительные варианты бюджетов, утверждает их, контролирует выполнение бюджетов, оценивает фактическое их исполнение, осуществляет возможности по сокращению платежей и определяет мероприятия по увеличению доходов и поступлений. При необходимости по итогам фактического исполнения бюджетов при рассмотрении предварительных вариантов принимается решение о корректировке бюджетов, о приоритетах платежей, не прошедших в последнем отчетном периоде.

В состав бюджетного комитета входят руководители центров финансовой ответственности и председатель.

На совещаниях комитета обсуждаются проекты бюджетов, утверждаются бюджеты, доводимые до руководителей центров финансовой ответственности, корректируются проекты бюджетов  и бюджеты по итогам их фактического исполнения. Все решения принимаются на заседаниях бюджетного комитета, участники которого должны иметь доступ к любой финансово-экономической информации. Они могут выносить предложения по стимулированию  и дестимулированию персонала, предложения к очередному заседанию. Участники комитета должны соблюдать конфиденциальность по всем решениям и материалам, несут ответственность за убытки, возникающие в результате принятых решений. Решения, принятые на заседании бюджетного комитета, оформляются протоколом.