Социальное обеспечение государственных служащих в России (станицы исторического опыта), страница 3

Особые пенсионные оклады устанавлива­лись для чиновников высшей бюрократии и военных верхов. Как было записано в Общем уставе о пенсиях, члены Государственного со­вета, министры и другие высшие должностные лица получали пенсию, размеры которой оп­ределялись в каждом случае индивидуально по личному высочайшему усмотрению государя и могли в десять раз превышать полный пенсионный оклад чиновников высокого первого разряда.

Как свидетельствуют источники, на 1 января 1912 г. государственные пенсии в России получали около 300 тыс. бывших военных, гражданских и придворных служащих. Из них группа среднего и высшего  начальствующего звена, составлявшая около 10% всех пенсио­неров, была обеспечена пенсиями в размере от 2 тыс. до 12 тыс. рублей в год. Во вторую группу входили лица, получавшие пенсии от 200 рублей до 1 тыс. рублей, или 16-80 рублей и месяц. На эту группу приходилось почти 50% общего числа служащих, получавших го­сударственные пенсии. И, наконец, третья группа, охватывавшая около 40% пенсионеров, состояла из низших служащих с пенсией от 36 до 100 рублей в год.

Во второй половине XIX в. уставные нор­мы пенсионного обеспечения чиновников до­полнялись и развивались. Незначительные суммы пенсии для целой группы должностных разрядов привели к тому, что министерства и ведомства административными мерами обхо­дили табель о пенсиях. На основе прямых со­глашений с министерством финансов в 1880-е годы они вводили так называемые усилен­ные пенсии. Их размеры были значительно, выше сумм, утвержденных пенсионным уставом. Для чиновников с 35-летним стажем службы «усиленные пенсии» могли достигать 75% жалованья, для прослуживших менее этого срока - до 50%.

В практике пенсионного обеспечения гра­жданских служащих дореволюционной России обращают на себя внимание жесткая зависи­мость пенсионного оклада от должностного положения чиновников, принадлежности к ка­тегории высшей бюрократии или группе низ­ших служащих, от выслуги лет и «беспорочно­сти» службы, а также «дистанция огромного размера» между пенсиями «номенклатурной» элиты и служащих низшего звена чиновниче­ства.

Государственным пенсионным обеспече­нием пользовались, помимо гражданских и придворных чинов, также военнослужащие и чиновники военного ведомства.

Еше Петр I в одном из своих указов заве­рял офицеров, унтер-офицеров и рядовых сол­дат, что за «долговременные труды воинские» государство не оставит их без социальной по-мощи. Его указами от 22 марта 1761 г. и 29 июля 1719 г. официальным властям предписывалось выплачивать офицерам, ушедшим в отставку по ранению, увечью или старости, «некоторое жалованье для пропитания по их смерть», а уволенные из армии по тем или иным при­чинам солдаты определялись для «прокормле­ния» и богадельни.

Традиции социального призрения отстав­ных военнослужащих были продолжены и раз­виты в после петровское время. В XIX в. одной из основных форм их социального обеспече­ния являлись пенсии. На основе Общего пен­сионного устава право на получение государ­ственной пенсии предоставлялось прежде все­го офицерам и чиновникам военного ведомст­ва по нормативам, единым для всех государст­венных служащих. Соответствующие пенсии получали офицеры и чиновники, прослужив­шие от 10 до 20 лет, от 20 до 30 лет и от 30 до 35 лет.

Наряду с этим отдельным категориям слу­жащих военного ведомства государственные
пенсии назначались но особым положениям.
Это относилось к служащим военно-учебной
части, где полный оклад пенсии устанавливался не за 35, а за 25 лет службы и 50 %-ный ок­лад пенсии — за 20 лет службы. На основании особого положения назначались пенсии служащим воснно-медицинского ведомства: полный пенсионный оклад они получали за 30 лет, а половинный -- за 20 лет военной службы.

При определении сроков назначения пен­сии время, проведенное офицерами в боевых действиях, засчитывалось в двойном размере. Офицеры и чиновники военного ведомства, служившие в отдаленных краях России, полу­чали право на сокращение сроков службы, не­обходимых для начисления пенсии, в зависи­мости от разряда местности. В местностях 1-го разряда два дня службы считались за три, 2-го разряда — три дня за четыре, 3-го разряда — четыре дня за пять дней службы.