Социальное обеспечение государственных служащих в России (станицы исторического опыта), страница 7

Кроме этого, положением Комитета ми­нистров (апрель 1839) было установлено, что чиновники и прочие служащие, в течение по­следних лет службы получавшие отрицатель­ные аттестации или исключенные из граждан­ского ведомства, не могли выступать соискате­лями государственной пенсии. Последним да­валась возможность заслужить такое право только в случае получения разрешения Сената и своего ведомства на возвращение на службу и приобретения необходимого для назначения пенсии стажа.

Подобная практика распространялась и на военнослужащих. Право на государствен­ную пенсию теряли офицеры и чиновники во­енного ведомства, совершившие преступления или тяжкие проступки по службе и подвергав­шиеся по суду уголовным и исправительным наказаниям, а также серьезным дисциплинарным взысканиям с занесением в послужной список.

Во второй солонине XIX — начале XX в.. среди причин, на основании которых служа­щие лишались государственного пенсионного обеспечения, увеличился удельный вес отказов и назначении пенсии по мотивам политиче­ской неблагонадежности. Иллюстрацией того, что российское правительство связывало на­значение пенсий служащим с их полной ло­яльностью по отношению к существующему строю и политике государства, может служить указ Николая II от 26 декабря 1903 г.: «Госу­дарь Император... Высочайше указать соизво­лил, что чиновники... не могут считаться имеющими право на пенсию в случае удале­ния их в порядке означенного постановле­ния от 1(14) августа 1902 г. от службы за по­литическую неблагонадежность, противодей­ствие распоряжениям Правительства и дру­гие несовместные со служебным долгом по­ступки».

Таким образом, пенсионное обеспечение и досоветской России было подчинено задаче формирования служащих типа, отвечающего требованиям самодержавного государства и его правящих кругов, а именно, безоговорочно исполнительных, строго следующих исходя­щим свыше предписаниям и распоряжениям, «усердно и беспорочно» выполняющих слу­жебный долг. Организация пенсионного дела на основе рассмотренных выше правил стави­ло государственных служащих в полную зави­симость от официальных властей и непосред­ственного .начальства и тем самым обусловли­вало их недостаточную социальную защищен­ность.

В настоящее время на основе отечествен­ного и зарубежного опыта социальной защиты правительство обоснованно рассматривает разнообразные гарантии как важное условие эффективной работы государственных служа­щих. Гарантии: предусматривают меры эконо­мического, социального, организационного и правового характера. Одной из существенных социальных гарантий является пенсионное обеспечение. По Федеральному закону «Об ос­новах государственной службы Российской Федерации» (1995) государственным служа­щим предоставляется право на получение пенсии за выслугу лет. В случае кончины государственного служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей членам его семьи обеспечивается право на получение пенсии ввиду потери  кормильца.

На социальную защиту лиц, замещающих государственные должности Российской Феде­рации и должности федеральных государст­венных служащих, направлен специальный Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, заме­щающих государственные должности Россий­ской Федерации и должности федеральных го­сударственных служащих». Этим указом уста­навливается ежемесячная доплата к пенсии в случае ликвидации или реорганизации феде­ральных органов власти, сокращения их шта­тов и в связи с выходом на государственную пенсию.

Доплата к государственной пенсии назна­чается федеральным служащим при наличии установленного в указе стажа государственной службы. При этом ее размер определяется с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и допла­ты составляла 55% месячного денежного со­держания федерального служащего. За каждый год выслуги свыше установленного стажа службы доплата увеличивается на 3% месячно­го оклада при условии, что общая сумма пен­сии и доплаты не должна превышать 80% ме­сячного денежного содержания.

Подобного рода меры социальной зашиты призваны способствовать притоку в государст­венный аппарат высококвалифицированных специалистов с опытом управленческой деятельности, усилению стабильности состава корпуса государственных служащих, повыше­нию эффективности государственной службы.