Социальное обеспечение государственных служащих в России (станицы исторического опыта), страница 6

Право на эмеритальные пенсии из этих капиталов получали лица, прослужившие в ве­домстве не менее 25 лет и являвшиеся члена­ми кассы не менее 20 лет. Такие пенсии по выслуге лет подразделялись на два класса: пенсия 1-го класса за 35 и более лет службы, пенсии 2-го класса за службу от 25 до 35 лет. По времени членства в эмеритальной кассе они делились также на 4 разряда: от 20 до 25 лет, от 25 до 30 лет, от 30 до 35 лет, от 35 лет и  более. 'С учетом этого устанавливалась размеры пенсий. Эмеритальные пенсии были заметно выше государственных. Например, в военно-сухопутном ведомстве полные оклады эмеритальных пенсий составляли: генералу и действительному тайному советнику 2 14 5 руб­лей против 1430 из государственного казна­чейства, капитану и титулярному советнику 473 (345) рубля, поручику н губернскому сек­ретарю 385 (290) рублен и т.д. Характерно, что при двадцатилетнем членстве в эмеритальной кассе на условиях шестипроцснтного отчисле­ния из жалованья такие пенсии военнослужа­щим и гражданским служащим являлись до­полнением к государственным пенсиям. В случае кончины члена кассы или зачисления его в списки пропавших без вести право на эмеритальную пенсию предоставлялось семье и детям.

Институт эмеритальных касс использо­вался целым рядом губернских земских орга­нов самоуправления, в том числе московским губернским собранием, тверским, рязанским, курским, пензенским, нижегородским, влади­мирским и другими губернскими земскими со­браниями. В кассах состояли все служащие земских учреждений за исключением выбор­ных должностных лиц. Их пенсионный фонд формировался из вычетов 2-6% жалованья, вычетов 6-10% денежных наград и пособий, ежегодных ассигнований земств в расчете 3-10% с суммы, выделяемой по смете на содер­жание земских служащих, штрафов за неис­правности по службе, добровольных взносов новых или назначенных на более высокие должности членов кассы и пр.

Земские самоуправленческие органы не устанавливали единых размеров пенсий. В ря­де земств полная пенсия равнялась окладу жа­лованья, в других случаях она составляла 46-66% оклада. Сроки выслуги для получения полной пенсии колебались от 24 до 30 лет. Для большинства земских служащих, в том числе статистиков, агрономов, землемеров, учителей, фельдшеров и других не имевших высоких окладов тружеников земского дела, эмеритальные пенсии был;; важнейшим источ­ником их социального обеспечения.

Правительство дореволюционной России оговаривало назначение государственных пен­сий служащим довольно жесткими требова­ниями и не допускало автоматического приоб­ретения права на пенсию только по выслуге лет, в связи с возрастом или заболеванием. Российского правительство было решительным противником безработного и уравнительного подхода. Оно исключало возможность «заслужить» пенсию лишь посредством «отбывания»  должности и течение установленного количе­ства лет и не принимало во внимание имев­шую уже в то время хождение идею о том, что «возраст всех делает равными».

Выслуга лет и разряд должности, которую занимал служащий перед выходом в отставку, служили необходимыми и первоочередными условиями для назначения пенсии от государ­ства. Кроме того российское законодательство обусловливало право гражданских служащих на пенсию их добросовестной, успешной и «беспорочной» службой в учреждениях тех или иных государственных ведомств. Нарушение этих требований могло привести к утрате пра­ва на пенсионное обеспечение.

Права на государственную пенсию лиша­лись служащие, подвергавшиеся уголовным наказаниям с ограничением или потерей всех прав гражданского состояния; служащие, от­страненные от должности по различным при­чинам. Правительство отказывало и пенсии чиновникам и другим служащим, находив­шимся под судом и нс получившим оправда­тельного приговора. Претендовать на пенсию нс могли государственные служащие, имевшие классный чин, но разжалованные по суду и лишенные права занимать должности на граж­данской или другой службе. Официальные ор­ганы не принимали прошений о назначении пенсии от служащих, бывших под судом и ос­тавленных по его решению на подозрении.