Основное содержание и базовые концепции финансового менеджмента, страница 6

Концепция компромисса между риском  и доходностью состоит в том, что в любом бизнесе, нацеленном на получение доходов всегда присутствует риск неполучения планируемых доходов, причем чем выше ожидаемая доходность тем выше и степень риска их неполучения. Финансовый менеджмент может ставить своей целью минимизацию риска или максимизацию дохода на каких-то определенных этапах развития бизнеса. Но в долгосрочной перспективе менеджмент должен стремиться к достижению разумного компромисса между риском и доходностью. В практическом плане это означает, что, принимая любые решения (о привлечении или размещении средств), менеджер сопоставляет риск и ожидаемую доходность и осуществляет на этой основе выбор варианта. Не могут приниматься решения, степень риска которых не соответствует ожидаемой доходности.

Концепция стоимости капитала состоит в том, что каждый источ­ник финансирования имеет свою стоимость (стоимость банковского кредита – проценты, стоимость акционерного капитала – дивиденды и т.п.). Капитал, необходимый для функционирования любого бизнеса, формируется путем привлечения средств из различных источников как внутренних, так и внешних. Существуют разнообразные методы мобилизации капитала (получение банковского кредита, осуществление облигационного займа, эмиссия акций, реинвестирование прибыли и др.). Каждый из способов мобилизации средств на нужды бизнеса имеет свои особенности, недостатки и преимущества. Кроме того, следует учитывать некоторые внешние ограничения в применении тех или иных методов мобилизации капитала (законодательные ограничения, ограничения, связанные с состоянием рынка капитала и т.п.).

Принимая решения по использованию тех или иных источников средств, финансовый менеджер учитывает все названные выше моменты, при этом важную роль играет учет стоимости каждого из возможных источников. Сто­имость капитала показывает минимальный уровень дохода, необхо­димого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Поэтому количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инве­стиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финанси­рования деятельности компании.

6. Эффективности рынка. Асимметричная информация.

Агентские отношения.

Концепция эффективности рынка отражает зависимость рынка капитала от информации, которой располагают участники рынка. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно от­ражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Причем эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя зара­нее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.

Эффективный рынок теоретически возможен, но реальный рынок таким не бывает. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в пол­ном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффек­тивности некоторых рынков подтверждается эмпирическими иссле­дованиями.

Есть две основные характеристики эффективного рынка, применимые на практике.

Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргумен­тов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инве­стор не сможет получить или не получит более высокого дохода, глав­ное в другом — такой исход не может быть ожидаемым.

Во-вторых, уровень дохода на инвестированный капитал есть фун­кция степени риска (лучший пример – процентные ставки по крат­косрочным ценным бумагам). Точная зависимость, конечно, не извес­тна, ясен лишь характер связи — чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование более высокой доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.

Концепция асимметричной информации тесно связана с концеп­цией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использовать­ся ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.