Основное содержание и базовые концепции финансового менеджмента, страница 2

 В рамках указанных направлений финансовый менеджер принимает решения о том:

1) привлечь ресурсы путем выпуска акций или использовать заемные средства;

2) какой инвестиционный проект (проекты) выбрать для инвестирования ресурсов;

3) сколько средств авансировать в оборотные активы и в отдельные их виды (запасы сырья и готовой продукции, дебиторскую задолженность) для обеспечения бесперебойной деятельности и достижения заданной доходности;

4) какую часть полученной прибыли необходимо реинвестировать для достижения заданных темпов роста;

5) какую часть прибыли  направить на выплату дивидендов для удовлетворения текущих интересов инвесторов.

В свою очередь, исходя из принятых решений, подбирают методы и приемы их реализации.

Например, приняв решение о привлечении заемных средств, следует определить способ такого привлечения:

а) использование банковского кредита;

б) выпуск долговых ценных бумаг.

Далее надо определить условия привлечения средств. В варианте а) надо выбрать банк и согласовать условия кредитного договора. В варианте б) надо определить условия эмиссии долговых ценных бумаг.

Необходимо отметить, что готовых решений, пригодных для всех случаев нет. Выбор того или иного варианта решения зависит от множества меняющихся факторов. Факторы могут быть внешними и внутренними.

К внешним факторам можно отнести налоговое законодательство, государственное регулирование финансовых рынков, текущее состояние финансовых рынков, рынков сырья и сбыта продукции и т.п.

К внутренним факторам можно отнести отраслевую принадлежность, организационно-правовую форму предприятия, его  размеры, финансовое состояние, выбранную стратегию и тактику финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления.  Стратегия это определение общей цели и способов ее достижения.

Стратегия позволяет отобрать из вариантов решения наиболее эффективные для достижения поставленной цели.  С достижением цели конкретная стратегия прекращает свое существование и  необходимо  вырабатывать  новую стратегию.

При этом на отдельных этапах развития цели у каждого конкретного предприятия могут существенно отличаться от целей другого предприятия. Различия могут быть вызваны:

- формой собственности (частное или государственное предприятие);

- организационно-правовой формой (акционерное общество, ООО и др.);

- отраслью и видом деятельности;

- размерами (объем производства, объем продаж, численность персонала);

- положением на рынке  (монополист,  только выходит на  рынок,  завоевал

рынок);

и др.

Как различаются предприятия, так различаются и цели управления финансовыми потоками (финансовая стратегия):

- получение небольшой, но стабильной прибыли;

          - максимально высокая прибыль;

          - увеличение активов;

- увеличение курса акций;

- увеличение дивидендов;

- увеличение чистой прибыли на акцию и др.

Тактика это  набор  конкретных  методов  и  приемов для достижения поставленной цели в данной конкретной хозяйственной ситуации.

При всем многообразии целей выдвигаемых на каждом отдельном этапе развития конкретной фирмы существует одна не меняющаяся цель, в соответствии с которой определяются все решения финансовых менеджеров. Такой целью является благосостояние собственников бизнеса (инвесторов). Количественным выражением такой цели служит стоимость бизнеса. В свою очередь стоимость бизнеса может определяться как рыночная цена акций. Для корпораций (фирм), чьи акции не котируются на рынке ценных бумаг, стоимость может ориентировочно определяться как стоимость аналогичных фирм, акции которых имеют рыночную котировку.

2.Функции финансового менеджмента и основные управленческие процедуры.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем управляемой и управляющей.

Управляемая подсистема - объект управления финансового менеджмента - это совокупность финансовых потоков в процессе движения  финансовых ресурсов,  оборота и кругооборота стоимости,  обеспечивающих непрерывность производственного, и в целом хозяйственного процесса на предприятии.