Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 9

2) Труд (предпосылка сознания) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс.

В своей работе он утверждал, что для появления сознания необходим труд и общество или общественный труд. Труд уходит в далекое прошлое, в рефлекторную деятельность животных. Такие действия превращались в привычку, рефлекс, а это в свою очередь привело к тому, что предки человека предприняли попытку создать орудия труда. Они начали, изменять предмет постепенно, осознавая себя. Таким образом возникновение соз­нания связано с созданием предметов труда. Энгельс подчеркивает, что начало изготовления искусственных орудий ознаменовало начало возникновения человека. 3) В этой же работе Энгельс показывает, как настоятельная потребность что - то сказать друг другу в процессе труда способствовало созданию соответствующего органа речи, которому предшествовал очень длинный период развития звуковых реакций у животных.

Язык - средство хранения, переработки и передачи мысли. В процессе труда, который более усложнялся? формировалась способность человека к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающие многообразие связей объективной действительности, что позволило человеку оторваться от конкретных обстоятельств развивать мышление и общение между людьми.

Сознание — это высший уровень психической активности человека. .Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных образов предвосхищаем, практические действия человека, передавая им целенаправленный характер. Это позволяет творчески преобразовать действительность первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде мыслей, представлений, идей, теорий и т.д. И здесь мы встречаемся с новой, характерной особенностью сознаний - его идеальностью. Действительное сознание нельзя потрогать руками, увидеть под микроскопом, изучая мозг. Сознание отражает материальную действительность идеально, т.е. в образах внешнего мира. Существовать идеально не значит быть не связанным абсолютно с материальной действительностью. Сознание идеально: отраженная в мозгу человека вещь существует там иначе, чем она существует объективно. «Пересаживаясь» в мозг вещь преобразуется. Это и та же вещь и не совсем та. Образ вещи не исчерпывает всего богатства свойств и связей этой вещи. Субъективность означает не полноту отражений в идеальном. Объективная действительность выступает в преобразованном мире. В силу чего становится возможным ее представление в иллюзорных, неправильных формах. Согласно Марксу: «Есть нечто иное, как материальное, как материальное пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней» - идеальное есть нечто иное, как особая форма отражения предмета в мышлении человека.

Сознание включает так же и отношение человека к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря его способности соотносить свои установки с жизненными установками других людей. Сам термин «сознание» означает: знание как приобретенное совместно с другим. В самосознании осуществляется осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего положении в жизни.

В самосознании отражение человеком своего собственного положения не совпадает с действительным его положением: то что человек думает и говорит о себе часто не совпа­дает с тем, что он реально из себя представляет. Самосознание выступает в различных формах: 1.   Самочувствие - элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих его вещей и людей. 2.   Осознание себя в качестве принадлежности к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. 3.   Возникновении сознания «Я» как совершенно особого образования похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, способного совершать свободные поступки и нести ответственность за них.

Становление и развитие идей общественного прогресса.