Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 13

Представление - образ ранее воспринятого объекта, а так же образ, созданный воображением. Отличие от восприятия: восприятие связано непосредственно с ощущениями объекта, а представление - ощущение объекта через некоторое время.; Представление памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта вновь воспроизводится с помощью образов воображения. Создание представлений и мысленных ситуаций непосредственно не воспринимающихся в действии, если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

Творческая природа представления позволяет человеку выходить за пределы давности. Формируются не только образы, существующие не только в мифологических сказках, но и научные модели. Воображение, во-первых, преобразует знания, которые происходят в наглядной форме (наглядные модели); во-вторых, ведущую роль в работе воображения играет мышление, в-третьих, создаются воображением преставления, которые., весьма своеобразно связаны с внешним миром. Они - образы, ранее не наблюдавшихся явлений. Дело в том, что представления строятся на чувственных элементах, которые отражают определенные свойства действия в данный момент времени, по наблюдениям, созданным с помощью воображения могут и не иметь объективного аналога, несмотря на очевидную связь воображения с реальным действием.

Образная природа воображения выражается в то, что чувственные элементы воспроизводят даже в фантастических образах. Важным средством познания на чувственном уровне является наблюдение, которое позволяет собрать и накопить определенный фактический материал.

Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта, ощущаемое непосредственно, либо с помощью приборов. К чистой чувственности наблюдение сведено быть не может, поскольку познавательная задача, возникшая в итоге исследования, формируется с помощью мышления.   Наблюдение   зависит   от   многих   факторов   (от   субъективного   состояния наблюдателя,   его   потребностей,   взглядов,   уровня   развития,   исходных  теоретических установок),   и   от   влияния   приборов,   применение   которых   -   неизбежное   следствие ограниченности органов чувств человека показывает, что данные наблюдения,

образуемые фундаментальной наукой, субъективны, не надежны.

Важной  стороной  познавательной , активности субъекта,  позволяющей устранить, преодолеть явление эксперимента является воздействие на объект исследования путем его выделения, изоляции от случайных и затемняющих его собственную природу обстоятельств.

Можно выделить научно-технический эксперимент где определенной стороной может выступать материальная деятельность. Естественнонаучный эксперимент, где ведущую роль играет познание, социальный эксперимент - это наиболее сложный вид, т.к. социальные явления значительно многообразнее природных. Они не могут быть изолированы и представлены в чистом виде как многие природные процессы.

Наблюдение и эксперимент связаны с описанием-процедурой, состоящей в фиксации результатов наблюдения и эксперимента с помощью различных языковых средств, знаков, формул, наглядных схем, графиков. Важным средством описания является язык - универсальное средство коммуникации и познания. В науке широко используется также искусственный язык.   

Рациональное познание

Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления, действия, связи между ними посредством фиксирования общих и специфических признаков. Суждение - умственное действие, выражающее отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, обычно с психологической стороны: состояние сомнения, убеждения или  веры. Суждения всегда носят оценочный характер.

Умозаключение - умственное действие, связывающее вместе мысли различного содержания. Умозаключение по своему результату равносильно логическому выводу, оно реализуется в плане внутренней речи.