Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 10

Прогресс - определенный тип развития от низших, примитивных форм существования человеческого общества к более сложному и совершенному. Процесс предполагает качественные изменения в различных сферах жизни общества. Сама идея общественного прогресса появляется в истории довольно поздно в 17-18 веках. Ее обоснование связано с развитием капиталистической формации .

Во времена античности господствовали циклические представления о развитии природы и общества. Понятия прогресса во многом связаны с пониманием развития во времени. Римская культура не знала понятий «до» и «после». Считалось, что развитие идет от расцвета к упадку, что золотой век человечества позади. Главной идеей была идея вечного круговорота, однако некоторые античные мыслители высказывали догадки об существенном прогрессе, это Демокрит и Лукреций Кар. Лукреций Кар выделял в развитии человека такие эпохи как собирательство, охота, открытие огня, постройку жилищ, образование государства и т.д. Поворотным пунктом от идеи циклизма к идее общественного прогресса стала эпоха средневековья. Впервые идея развития во времени появилась в произведениях Августина Блаженного. Он говорил, что время не имеет существования вне мира. Оно представляет собой характеристику изменений, происходящие в вещах, свою причину время имеет в Боге, который олицетворяет собой вечность и неизменность. Поэтому говорить о том, что было до сотворения мира Богом бессмысленно. Христианская теология рассматривала историю, как нечто промежуточное между рождением Христа и Страшным Судом. Этим завершается земная история и начинается Царство Божие.

В средневековой философии была преодолена идея циклизма, но вместе с тем взгляд на историю был пессимистической. Августин формулирует учение о непримиримой противоположности града земного и града божьего. Земная жизнь, по Августину, текуча и тленна! Идея общественного прогресса начинает активно разрабатываться в начале 18 века итальянским ученым Викко. Он обосновал идею закономерного развития общества, которое осуществляется, хотя и циклично, но каждый цикл повторяет прошлое на более высокой основе. Он разделил всю историю на: древнюю, среднюю и новую. Общество в своем развитии проходит 3 основных этапа: первобытное (детство человечества), феодализм (юность или век героев), капитализм (зрелость или человеческий период). Здесь он поставил вопрос о закономерности и единстве истории.

Свое обоснование идея общественного прогресса нашла в произведениях просветителей 18-19 вв. и была связана с именами Вольтера, Руссо, Монтескье во Франции; Лессинга, Шиллера, Гете в Германии. В идеологии просвещения идея прогресса рассматривалась с позиции идеализма. Они утверждали, что в основе общественного прогресса лежит прогресс о разумном. История движется от низшего к высшему, от худшего к лучшему, и в конечном счете, придет к Золотому Веку Разума.

Первая попытка дать теоретическую картину всемирной история была сделана Гегелем. Им был применен принцип историзма к изучения развития общества. Мировая история представлена у Гегеля как познание объективным духом самого себя в духе отдельных исторических народов. Он выделяет ряд периодов в развитии истории: Восточный, Греческий, Римский, Германский миры. В основу выделения этих периодов Гегелем был положен принцип свободы. Гегель говорит о том, что в развитии истории, периоды стремительного подъема сменяются периодами упадка и только в своей целостности. Всемирно-исторический процесс представляет собой процесс восходящего развития. Однако прогрессивное развитие истории он не считал бесконечным. Развитие имеет свой предел, когда прекращаются качественные изменения и начинается однообразная длительность во времени. Этот предел наступает тогда, когда абсолютная идея исчерпала свое качественное многообразие и успокаивается в наличной и социальной жизни. Дальнейшее разви­тие Гегель называет «дурной бесконечностью». Абсолютная идея находит, по Гегелю, успокоение в прусской монархии. На рубеже 19-20 вв. появляется новое направление: неокантианство. Представители: Виндельбанш и Риккерт. Они противопоставляли естествознание обществознанию. Если естествоиспытатель исследует повторяющиеся явления, то историк имеет дело с неповторимыми индивидуальными событиями. Это служило им основанием для отрицания существования объективных, исторических законов.