Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 14

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуализм выводит все содержание знания из деятельных   органов   чувств,   признает   чувственный   опыт   единственным   источником достоверных знаний.

Рационализм - философское направление признающее разум основой познания и поведения людей. Обращение к разуму или к единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому выводу о существованию врожденных идей (Декарт), или предрасположенности мышления к научному знанию (Лейбниц). Принижение роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, повлекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.

Теория познания диалектического материализма связывает воедино чувственные и рациональные формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия. Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании (ощущение восприятие представление) Так как диал. мат-м подчеркивает несводимость рационального познания к простому суммированию данных органов чувств. Результаты мыслительной деятельности дают готовые знания непосредственно не содержащиеся в данных чувствительности, но и активно влияет на структуру и содержание знания.

Проблема истинны. Роль практики в процессе познания.

Проблема истины

Истина - это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какой она существует сама по себе. Ленин называл объективной истиной также содержание человеческих представлений, «которое не зависит ни от человека, не от человечества». Наука: это постижение объективной истины, движение от знания ограниченно приблизительного к более всеобщему, глубокому, общему. Этот процесс безграничен.

Истина относительна поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики, каждая последующая научная теория, по сравнению с предшествующими, является более полным и более глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной теории. Д/м признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объектов, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине. Абсолютизация относительной истины может привести к заблуждению, догматизму мышления. В каждой относительной истине, поскольку она объективно, содержится «частичка» абсолютного знания.

Абсолютное знание - малое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опроверженным при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание принципа конкретности истины. Это предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных существенных свойств, связей, тенденции его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий конкретной обстановки. Критерий истины в практике.

В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждается на практике или то, что может быть осуществлено на практике. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удается найти воспроизведение или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.

Практика- это такая деятельность, в которой воплощается единство познаваемого объекта. При этом активной стороной этого единства является субъект, а стороной, определяющей специфические формы практической деятельности - объект.

Практика бывает: материальная, чувственная, предметная. деятельность человека направлена на освоение и преобразование природных  социальных объектов и составляет движущую силу развития общества и познания. В широком смысле под практикой подразумеваются все виды чувственных предметов человеческой деятельности.