Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 11

Философия Ницше

Характеризуется крайним антидемократизмом, критикой всех традиционных ценностей буржуазной культуры. Он провозглашает волю к власти, как движущую силу истории, прославляя белокурую бестию, сильную личность, освобождаемую от всех моральных обязательств. Он проповедует идею возврата всех вещей. Периоды подъема к высшему -типу он считает счастливыми случаями, которые возможны «в различных местах, в различных культурах». Движение к высшему это не проявления закономерных постулатов развития, а случайность.

В период между двумя мировыми войнами наибольшее признание получают идеи циклизма в развитии истории. Такой идеи придерживались Николай Данидевский, Шпенглер и Пятирим Сорокин. Всем им свойственен крайний пессимизм во взгляде на историю. Развитие истории замкнутых цивилизаций они рассматривали по аналогии с жизнью биологических организмов. Выделяя периоды: юности, возмужания, одряхления и смерти.

Тайнби продолжает идеи циклизма. История - напряженное взаимодействие бога и человека. Причем человек допущен провидением к историческому творчеству. Тайнби исходит из наличия двух планов в истории. Первый представлен рядом цивилизаций. Он их насчитывает до 20, каждая из которых зарождается, развивается, приходит в упадок и гибнет. Рассматриваемые цивилизаций он не располагает по восходящей линии. Их развитие он рассматривает как синхронный процесс, на том основании, что всю прошедшую и будущее истории человечества он подразделяет на три больших периода: 1) до цивилизации, 2) цивилизация, 3) постцивилизация. По существу понятий цивилизованное общество охватывается у него период классового общества. Цивил. период охватывает каких-нибудь 6 тысяч лет. В то время, как до цивилизация длится 300 млн.лет, а пост цивилиза­ция будет длится примерно 2 млрд. лет. Таким образом цивилизация охватывает ничтожный временной интервал, особенно по сравнению с последующей историей. Поэтому все цивилизаций можно рассматривать, как существующие одновременно. Второй план ис­тории смыкается с теологией. Цивилизаций не гибнут без остатка. В них находятся люди так называемого «внутреннего пролетариата», которые входят в культурный слой циви­лизаций, наследники - они передают технические и культурные достижения погибшей цивилизаций. В конечном счете в развитии цивилизаций происходит ускорение, возможность которого была в ней изначально. В истории постоянно борются силы добра и зла, бога и сатаны. Вся история противоборство этих тенденций, разделяющей и соединяющей человечество. К соединению он относит процесс развития и совершенствования орудия труда, распространение мировых религий, сообщающие человечеству единые, нравственные ценности. Разъединяющие, проявляются в междоусобных и межгосударственных войнах. В прошлой истории эти тенденций действовали скрытно и не были наблюдаемы, а в современную эпоху они выдвинулись на передний край, они поставили перед человечеством вопрос: погибнуть в атомной войне или найти выход в духовном единстве. Он верит в возможность такого единства. Оно будет возможно, если будет создано такое мировоззрение, в котором бы нашли свое воплощение идеи Маркса, христианства, буддизма и Тайнби. Спасение человечества он видит в новой религий. Критический момент его философии состоит в том, что он говорит «богатые предпочитают тратить деньги на оружие, а не на благосостояние». С легким сердцем сбрасывать бомбы на головы иностранцев.