Обоснование и разработка методики определения надежности и стартоготовности исполнителей и распорядителей движения

Страницы работы

Содержание работы

5.3 Обоснование и разработка методики определения надежности и стартоготовности исполнителей и распорядителей движения

В работах [87,196] понятие «оперативной надежности человека-оператора» определятся как основные свойства нервной системы, выражающиеся в способности индивидуума к устойчивому сохранению оптимальных рабочих параметров - работоспособность, помехоустойчивость и др. - в течении заданных промежутков времени и при возможных усложнениях обстановки (экстремальных условиях). При этом сделано предположение, что природа ошибок человека оператора объясняется особенностями его нервной системы. Отсюда представляет интерес определение надежности как структурного ансамбля эмоциональных, волевых, мотивационных, интеллектуальных и других качеств индивидуума, обеспечивающих в своем взаимодействии определенную степень вероятности точного, безошибочного, адекватного сложившейся ситуации, своевременного и успешного выполнения операторских функций в различных режимах работы [87]

В [182] Гуревич К.М. справедливо заметил, что нельзя отождествлять профессиональную пригодность и надежность, т.к. первая обозначает только Потенциальные возможности оператора, а вторая - характер их реализации при


различной степени влияния мотивации оператора на данный момент или период времени, особенно в экстремальных условиях. Экстремальность факторов определяется:

-    эмоциогекными   воздействиями   в   связи   с   опасностью,   трудностью   или
невыполнимостью работы;

дефицитом информации о процессе;

-    воздействием неблагоприятных условий среды.

Важен вывод [197] В.Д. Небылицына о том, что «боевая» эффективность индивидуума (показатели деятельности в условиях реальной обстановки с ее сложностями) не всегда совпадает с его учебной квалификацией. И этот вывод подтверждается практикой управления процессами перевозок, когда индивидуум, быстро и успешно овладевший системой необходимых знаний и навыков, теряет способности их реализации в новых условиях, совершает различной степени грубые ошибки, которые нельзя объяснить пробелами обучения. Таким образом, для условий функционирования транспортных систем речь идет о необходимости введения нового термина - стартоготовность распорядителя и исполнителя движения, которая представляет собой прогнозную эффективность их должностных действий в зависимости от вида экстремальной ситуации и проявления конкретных внешних факторов и их психофизиологических особенностей. В общем случае стартоготовность исполнителя или распорядителя движения всегда будет равна или ниже их надежности, так как всегда имеет место действие факторов, проявляющихся понижением компенсационных психофизиологических способностей личности и снижением уровня их активных знаний.

Факторы надежности распорядителей движения определяются:

1)  надежностью  и  эргономическими  качествами  аппаратуры  и  оборудования,
обеспечивающих управление перевозочным процессом;

2)  "тренированностью"  в условиях,  имитирующих  воздействия экстремальных
ситуаций,

3)  личностными характеристиками индивидуумов:

- физиологическим состоянием (сердечно-сосудистой системы и внутренних органов, остротою зрения и слуха, вегетативной реактивностью);


свойствами нервной системы (характеристиками  процессов возбуждения и торможения, уравновешенности и подвижности нервных процессов; - психологическими и характерологическими особенностями индивидуума.

При определении надежности распорядителей и исполнителей движения Физиологические факторы (медицинский аспект) можно считать относительно постоянными, а свойства нервной системы - относительно неизменными.

Характеристики надежности распорядителей и исполнителей движения могут характеризоваться следующими показателями:

1 "Долговременной" выносливостью - количеством ошибок и неточностей, отвлечением' внимания, нарушением мышечной координации, в конечном счете, характеризующей утомляемость. В общем случае "долговременная" выносливость является монотонно убывающей функцией времени активной работы. Высказаны шлотезы связи этой характеристики с силой нервной системы.

2.  Выносливостью      к     экстренному      напряжению      и      перенапряжению
(устанавливается   связь   либо   с   силой   нервной   системы   по   отношению   к
возбуждению, либо уравновешенностью нервных процессов.

3.  Помехоустойчивостью - способностью противостоять отвлекающим внешним
воздействиям   (беспорядочные   шумы,    посторонняя   речь,   отвлечение   иными
движениями,  входящих  в  поле  зрения  оператора)   и  сохранять  необходимый
уровень функционирования при действии неустранимых источников раздражения.
В основе этого качества предполагается свойство нервной системы к созданию
сильных доминирующих очагов возбуждения (сильная нервная система).

4  Спонтанной отвлекаемостью (колебанием внимания внешнего и внутреннего
происхождения в условиях пассивного наблюдения за процессом).

5  Реакция   на   непредвиденные   раздражители   (реакция   на   возникновение
необычного,    непредвиденного    сигнала    или    ситуации)    вызывает    явление

психической рефрактерности", когда восприятие оператора и его интеллектуальные функции сужаются, концентрируясь на источнике неожиданного воздействия. Отношение к информации по кругу обязанностей снижается или вовсе затормаживается.


6.  Переключаемость (переход от выполнения одной функции к выполнению
другой) различается временем "вхождения"  в новую деятельность.  Возможны
ошибки переключения в части настройки на предшествующую деятельность.

7.  Устойчивостью   к  действию   окружающей   среды  (температура,   давление,
влажность, шум, вибрация и т.д.).

Выполненный на станции Лосиноостровская комплекс исследований работников цеха движения позволил создать общую картину - паспортизацию псюшхо-физиологических особенностей распорядителей и исполнителей движения и маневровой работы. Исследования показали возможность получения результатов, характеризующих потенциальные возможности отдельных групп исполнителей движения, дифференцированных по объективным признакам (возраст, стаж и др.). Основные результаты исследования могут использоваться в качестве приблизительных нормативов для коррекции или разработки систем профотбора работников аналогичных профессий. Недостаток использования данной методики и сценария исследования в том, что они достаточно трудоемки и требуют сложной и достаточно громоздкой аппаратуры, поэтому эти исследования могут иметь только периодический характер, например, не чаще 1-2 раз в год.

Похожие материалы

Информация о работе