Обоснование и разработка методики определения надежности и стартоготовности исполнителей и распорядителей движения, страница 2

С целью устранения этого существенного недостатка была поставлена задача отыскания    менее    трудоемкого    и    аппаратуроемкого    метода    оперативного определения    психофизиологических    параметров    испытуемой    личности    для определения ее стартоготовности к исполнению должностных обязанностей. В результате длительного поиска в качестве базового был определен прибор по измерениям   сенсомоторньгх   реакций   испытуемой   личности   под   условным названием «тремометр» [217,218]. Процесс измерения стартовых возможностей испытуемой   личности   заключается   в   фиксировании   ее   характеристик   при проведении специального зонда по .У-образной траектории прибора желобкового типа. При этом процессор прибора, исполненный на интегральных микросхемах, последовательно    фиксирует:    время    прохождения    5-образной    траектории, количество касаний зондом границ желобка по всей траектории и суммарную длительность   этих   касаний.   Прибор   работает   как   автономо   (электрическая батарейка), так и от электросети. Незначительный вес (около 1кг) и портативные размеры   (155мм х 260мм х 30мм)  предполагает его использование как в офисных


(например, при проведении планерных совещаний или технических учеб), так непосредственно на рабочих местах исполнителей или распорядителей движения. Простота замеров, осуществляемых с помощью прибора, позволяет снимать измерения психофизиологического состояния .личности распорядителя и исполнителя движения на протяжении любых характерных точек в течение всей смены. Развитием предлагаемой системы оперативного определения стартоготовности распорядителя или исполнителя движения может быть его использование в стационарных условиях в комплексе с ПЭВМ, ведущей базу данных как по квалификационным, так и по психофизиологическим параметрам с целью формирования интегральной оценки стартоготовности и надежности работника, обеспечивающего безопасность движения и производство маневровой работы.

Исследования надежности дежурных по станции и поездных диспетчеров с помощью "тремометра" заключались в фиксации измеренньос результатов проведения испытуемым зонда по S-образной трассе в следующих трех режимах:

1)  произвольное прохождение (без регламентации требований по времени (t), на
протяжении которого  зонд находился внутри 5-образной трассы без касаний,
общему  времени (7),  затраченному на выполнение всего теста по  конкретной
мотивации, и числу касаний (£));

2)  требования минимизации времени Т и t (оптимальный режим);

3)  требования минимизации касаний зондом    границ трассы (экстремальный
режим);

В протокол эксперимента, а затем и в личную карточку распорядителя или исполнителя движения заносились показания прибора после каждого измерения. Кроме того, обращалось внимание на характерные признаки поведенческих реакций испытуемого.

За основной показатель, характеризующий успешность решения поставленных перед испытуемым задач, принят коэффициент управления [87] - (г):


Для условий использования «тремометра» и специфики работы распорядителей и исполнителей движения формула (35) модифицирована автором и имеет следующий вид:

к где     а ~ 7      ,   при к > кдоп определяет, во сколько раз из-за неточного ведения

Кд0П

зонда по трассе должна быть уменьшена в качестве компенсации (штрафа за допущенную неточность) установленная надежность выполнения операций;

к-доп -   максимально допустимое число касаний зондом границ трассы (для]

условий деятельности дежурных по станции и поездных диспетчеров. кд(т принимается равным 10 (так как для условий функционирования распорядителей и исполнителей движения, при этом количестве достигается достаточная степень разрешения), при к < кдоп соотношение принимается равным 1.

Р ~ fпри   t > tdmсоотношение   определяет,   во   сколько  раз  из-за

доп

замедленного ведения зонда по трассе должна быть уменьшена в качестве компенсации (штрафа за допущенную медлительность) установленная надежность

выполнения операций; tdorl . максимально допустимое время прохождения трассы (для условий деятельности дежурных по станции и поездных диспетчеров ttxmt обеспечивающее достаточное разрешение, принимается равным 3 сек); в случае, если t < tdm t соотношение принимается равным 1.

Так, для испытуемого Р.С.К. (стаж 22 года, г.р. 1952, пол - муж.) результаты тестирования:

1) 2.17/1.71/7 , 2) 2.16/1,69/5   3) 2,43/1,71/5, 4) 1,95/1,47/5 и 5)1.99/1.44/12 позволили установить средний коэффициент управляемости надежности) - 0,97. Для   испытуемого   Р.Н.В.(стаж   21   год,   г.р.   1956,   пол   -   жен.): 1)2,56/1,66/11 2)2,70/1,65/11   3)   2,54/   1,37/  9  4)   2,65/1,50/7   5)   2,65/   1,43/10   6)   3,47/1,26/12 (экстремальный режим).


Выводы   о   тенденции   надежности   испытуемых   делались   на   основе доставления   средних   значений   коэффициентов   управления   (надежности)   в

оПТямальном режиме (Го) со средним коэффициентом управления( надежности) в

экстремальном режиме (г.).

Показатель изменения надежности по сенсомоторной реакции испытуемых определялся из соотношения:

Анализ и обобщение полученных результатов испытаний позволил всех испытуемых распорядителей и исполнителей движения разделить на три группы по надежности. К первой группе относятся распорядители и исполнители движения, у которых эффективность сенсомоторных реакций при переходе от оптимального к экстремальному режиму работы не претерпевала существенных изменений, а разница между средними значениями коэффициентов управления находилась в границах ± S[87].