Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 8

В основах индуизма лежат идеи упанишад, которые определили основные параметры мировосприятия индийцев. Однако индуизм до своего возн. прошел переходные этапы. Эти прежде всего система даршан. Три из них ньяя - логика, вайшешика - космология и миманса -ритуал – второстепенны. 3 др оказали бол. влияние на разв. рел-культ традиций. Одна из них санкхия. В центре ее взаим-ют пракрити – первичный мат. субстрат и пуруши – дух начало. Только взаим-ие их и может наделить материю дух началом. Благодаря чему и возник и сущ мир. Осн мысль санкхии – осв от плена тела и достичь блаженства пос-ом другой системы – йоги. Эта система более практична чем санкхия, тут нет туман изл. Гл в йоге – практика, методы, упр, конечный смысл кот в том, чтобы индивид науч подавлять и контр свое сознание, чувства, ощущ. Но наиболее фил и емкой явл 3 система – ваданта. Суть ее: основа всего сущего – абс реал, брахман, выс дух единство, и Тот-невыраз. блаженство. Этот источник неделим и дух «я» ч-ка тожд-о ему. Но душа тут не против телу, а едина с ним. Тот кто хочет достичь вершин должен нрав и морально очист, отказ от желаний и достигать цели. Ваданта стала одной из основ индуизма. Три сист к-е были названы вначале также значимы в станов индуизма. Миманса была основана на ведах, верила во все виды познания, признавала мат реал, постр всего из атомов, но по з-у кармы. Душа вечна, едина с телом, но не умирает вместе с ним. Вайшешика прид-сь атом. т.з. Атомы вечны, никем не созданы, но пас. Нужна сила, упр мировой души, придающая мат миру созидание и разруш. Ньяя в центр пост методы прав познания: воспр, вывод, сравн, док-во. При этом познание достоверно. На этой основе постр теория физ мира. Душа отделена от ума и тела и связ с ними через чувства, желания и вовлечена в процесс жизни и смерти. Прав познание осв «Я» от этого вов-я, помогает выбирать м-у добром и злом, познавать себя.

15.Конфуцианство как философское учение

Конфуций (6-5 вв до н.э) жил в эпоху перемен соц и полит, когда Китай находился в сост тяжелого военных междоусобиц. К создал свой идеал совершенного человека цзюнь-цзы, который обладает 2 качествами: гуманность и чувство дролга. Гуманность трактовалась широко и включала в себя:скромность, любовь, достоинство, справедливость, бескорыстие, сдержанность. Чувство долга продиктовано внутренним убеждением в том, что поступать следует именно так, а не иначе. Жизнь посвящзать служению высолким идеалам, людям и поиску истины. Догмы К превратились в официальную идеологию. Последователи К: Мен-цзы (4-3 вв до н.э) Человеческая жизнь подчинена небесной воле, которую выражает и сиполняет сын неба –го сударь. Элементы гос-ва: народ, божества, государь. Считал, что самому народу его собствен интересы непонятны и недоступны. Следует повиноваться старшим – отцу, чиновнику, государю. Нормы – сяо – культ предков, как мертвых, так и живых. Жизнь дается по волде неба и зависит от данной судьбы. Каждый должен соответствовать своему назначению, быть послушным. Общество разделено на верхи и низы. Между ними стена иероглифов, способность владеть знанием. Абсолютизировался общественный порядок, народ нужно вести за собой и необъяснять почему, требование государю – человечность. Культ: живых и мертвых предков, почитание родителей, трарших братьев, семьи и клана, учителя. Если человек знал все о конфуцианстве, то это открывало путь к карьере, продвижении по социальной лестнице. Чтобы познать новое, нужно познать старое, отсюда культ старших. Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения – пустое дело.

17. Легизм и его влияние на китайскую философию

В условиях эпохи Чжаньго (5-3 в до н.э) когда в Китае ожесточенно соперничали различные школы философии, конфуцианство стало главным учением. Однако страна не восприняла методы упр страной, к-е появ вместе с этим. Такому процессу помешали легисты (законники). Учение Л отл от К. В основе его лежит безус-й примат писанного з-а, сила и авторитет ко-го должны деражатся на  полной дисц и жестоких наказаниях. Согласно Л канонам, разраб з-ы умные реформаторы, издает государь, а осущ на практике спец отобранные чиновники и мин, опирающиеся на мощный бюр аппарат. Почтение к з-у и адм-ии обеспеч спец сист круговой поруки, к-рая держится на практике суровых наказаний даже за мелкие проступки. Наказание уравнов поощрением за лояльность в виде присвоения очередного ранга, повыш соц статус. На осн противопост-е было втом, что К делало ставку на выс мораль и др традиции; Л ставил выше всего закон, державшийся на стр наказаниях и требовании абс повиновения народа. К ориентир на прошлое, Л бросал этому прошлому открытый вызов, предлагал в качестве альтернатив принять формы автор деспотии. Грубые методы Л для правителей были более применимы ибо они позволяли твердо держать в руках контроль над част собств-ком, что имело огромное занчение. Наиболее последовательно внедрял реформы Л – министр Шан Яном царства Цинь, к-е после внедрения этих реформ покончило с пережитками патриархально-кланового прошло, стало подниматься и провозгласило новую династию Цинь, Основатель император Цинь ши Хуанди пропогандировал реформы министра. Все население страны было обязано бесприкословно повиноваться законам императора. Эти законы вызывали протесты, возникали конфликты. Наступил кризис, кот заверш восст. После смерти импер гос-во исчезло, на его обломках основали дин Хань. Легизм пал.

19. Идеи первоосновы бытия милетской школы