Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 2

Веды это собрание гимнов (самхитов), ритуалов (брахманы), книг лесных отшельников (араньяки) и фил. комментариев к велам (упанишады). Упанишады – первый этап инд. Фил. – ведической. Они представляют собой притчи, которые запис. жрецами – брахманами. Термин Упанишада означает сидеть подле ног учителя, получать наставления. Часто упанишады представляли собой диалог учителя и ученика. Упанишад  более сотни, но главных не более 10. (1Х-Х в до н.э.  Среди многих вопросов о природу, человеке и познании в упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью кот. объяс. происх. всех явл. природы и человека. Но по упанишадам очень трудно восст. ист. ход форм. тех понятий, кот. полагались в качестве такой первопричины всех явлений. Предпол. эти понятия распол. так: 1) пища – основа всей жизни, 2) сама жизнь (жизненное дыхание - Прана), 3) совокупность вещест. элем. – вода, воздух, земля, огонь, эфир: далее внутренняя природа вещей – свабхава. Упоминается, что первопричиной бытия являются пространство (акаша) и время (кала). В некоторых местах Упанишады говорится о бытие вообще и небытие как первопричине всего сущего. Эпизодически упоминается о понятии материи (пракрити) но не раскрывается ее содержание. Господствующее место занимает в Упанишадах  учение, полагавшее в качестве первоосновы бытия духовное начало – Брахман, Атман, Пуруша. Хотя Брахман чаще служит для выражения объективного аспекта, конечной реальности (бог – вездесущий дух. Атман – субективный аспект, душа. Идея упанишады – познание духа, слияния с ним, достижения блаженства. Центральный вопрос о делении знания на низшее – это знание эмпирическое, которое отрывочно, фрагментарно и поэтому неистинн. Высшее знание – духовное, абсолютно, восприятия бытия в его целостности.

12. Сущность мира и человека в Бхагавадгите

Б (божественная песнь) – религиозно фил. памятник древнеинд эпоса. По форме Б представляет собой беседу между военачальником Арджуны, к-ый готовится к бою, и богом Кришну. В начале битвы Арджуны охватывают сомнения по поводу этой братоубийственной войны, т.е. возн. проблемы этического х-ра – отв. за свои поступки, норма поведения, смысл и цель жизни ч-ка. На помощь приходит бог Кришну, к-ый своими поучениями внушает Арджуны мысль о необ-ти выполнения ч-ом своих обязанностей. Все в мире строго предопределено, все находится в соответствии с мировым космическим з-ом – дхармой. Она имеет характер первич. дух. субстанции, формой прояв. и сущностью к-ой явл. все эмпирические явления. Эта первичная субстанция есть бог. Согласно Б, эмпир. мир изменчив и непостоянен – он не обладает истинным бытием. Вечна, постоянна и истинна только одна дух. субстанция, к-ая лежит в основе ч-ой души. Поэтому поведение ч-ка опр-ся не им самим, а стоящим над ним з-ом. Истинная жизнь сост. в добров. подч. з-у, вып. всех его требований, опред-ых кастовым положением ч-ка. Поэтому нет никакого греха для Арджуны в убийстве своих близких, т.к в данном случае он только вып. свои обяз-и. Согласно Б, к богу ведет не самосозер. жизнь аскета, а бескорыстное и самоотв. вып. ч-ом своих обяз-ей. Основной проб. Б явл. обоснование соц-эк жизни инд общ-ва периода крушения род строя. С одной стороны, в этот период еще сохраняли свою силу убеждения п/о строя, когда отв. за жизнь членов рода бала одним из основных мор-эт устоев, с другой стороны, распад родоплеменных связей и процесс образ.  кл. общ-ва приводил к необх. нарушать нормы и обычаи род. строя. Настаивая на необх. для ч-ка вып. свои кастовые обяз, Б объективно оправдывала кл. разделение, к-е в И имеет формы каст. Поэтому Б стала основой идеол. устоев индуизма.

14. Особенности протофилософии Древнего Китая

Истоки ее восходят к началу 1 тыс. до н.э. Китайцы считали себя единств носителями культуры, отв-ными перед Небом и Землей. Уже в 8-5 вв до н.э. имело широкое распрстранение учение о 5 стихиях – основных элементах природы – огонь, вода, лес, дерево, земля, которые связываясь создают многообразие явлений и вещей. Одновременно происходит становление учения о противопол и взаимосвязанных вилах ИНЬ и ЯНЬ, действие к-х рассм как причина движ и изм-и. Они явл символами света и тьмы, полож и отриц, муж и жен начала в природе. Земледелие – община – колодезная система распред земли. Квадрат символ жизни. Одуществление природы, культ прошлого, боязнь перемен. Для кит. мировоспр характерно практ понимания развития, общее для космоса, природы и человека. Центром вселенной – Ойкумены – император. Но не личность, а соци строй. Центр нельзя смещать, чтобы не нарушить равновесие. Гл к-ва жизни = покой и недеяние. Дух материален, как не может быть бездуховно тело. Рождение начинается с зачатия. Жизнь и здоровье – абсолютные ценнсти для китайцев. В основе мироустройства три силы – Небо, земля, и Хаос. Действуют три косм энергии – время, жизненная сила и духовная энергия.

Начало философии было положено Книгой перемен, основная идея которой, что все находится во взаимном переходе. Направления: конфуцианство (все предопределно судьбой, но учение без размышления бесполезно), моизм (жизнь ч-ка не зав от судьбы, знание при изуч дрейст-ти, вещи сущ объективно и отраж в сознании), даосизм (собств путь теч жизни, все в мире движ и измен, в рез-те чего вещи перех в свою противопол. Мир вещ управ собств з-нами, сюнь-цзы (наивный материализм), школа фацзя (законники) и мистика, как отражение борьбы между идеализмом и материализмом

16. Основные идеи „Дао дє Дзин”