Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 5

Сократ – первый крупный мыслитель способствовавший возникн учений объект идеализма. Фил по С это учение о том, как следует жить. Пользовался методом, получ назв диалектический ((сократический). Знания по с есть понятия о предмете. В начале 4 в до н.э. некот ученики с основали сократические школы: мегерская, элидоэретрийская, ктренская, киническую. Первые три были названы по городам где жили их руководители. Последняя по прозвищу «пес» – Диоген из Синопа. Мегарская основ урож Мегары – Евклидом. (не матем)  В основе учения лежит мысль, будто предметом зания могут быть «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Они метафиз противопоставили общее единичному. Элидо эритрийцы были прекрасними спорщиками, но не прибывали к учению новых идей. Киническая шк была основана Антисфном, ее представ был и Диоген. Человек должен осв себя от зависим, привязанных к удовольствиям, связ ч-ка. Нет общ норм и законов природы. Каждый сам по себе. Киренская шк: благо ч-ка – это его наслаждение. В этом цель и смысл жизни. Реально только наст, ценно то, что ты получ в наст момент. Основатель Гедонин – улучшил эти принципы, считая что ч-к должен властввоватьнад наслаждениями. Однако его последов этот принцип измен.

30. Диалектика Платона

Часть теории познания, посвященную роли теор мышления П опред как диалектику – разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей. Мы знаем, что источником истин знания у П явл воспоминания бессмертной души человека о мире идей, которые он созерцал до вселения в смертное тело. Методом возбуждающем в душе воспоминания об идеях П считал диалектику, Ее он понимал как искусство сопоставление и анализа понятий в ходе беседы. Диалектика П может быть определена в основном как формальная логика, опирающаяся на законы тождества и недопустимости противоречия. Диалектика должна решать двойную задачу. 1- отрешиться от всего чувственного (материального). Уход в область абстрактного в область общих понятий. Переход от измен вещей к истинному миру идей. 2 – исходя из идеального начала попытаться объяснить все сущее, т.е. построить систему объективного идеализма. Первая часть именуется сведением. Диалектика есть восходящая, которая освободясь от чувств и чувственного ведет от идеи к идее, вплоть до высшей точки – «путь вверх». Но есть также диалектика нисходящая, дорога на спуск: от высшей идеи к идеям общим, через разделение она ведет к данной идее, которая обнимает иерархическую структуру идеального мира.

32. Критика Аристотелем теории идей Платона

В уч П об «идеях» ход мысли направ от «идей» (Эйдосов) как первообразов бытия, с од стор, к явл чувст мира, будто бы искаж истин фор или прич бытия, а, с другой - к понятиям, охват сущ явл-я - в тожд, общ и низм основу. Вопр о знач понятий для бытия и знания стоял в ц вним также и Ар. Разраб эту пробл, А стрем точно опред свою позиц по отн к уч П об «идеях». Подобно П, Ар полаг, что посред понятий позн сущ-е, конкр и низм с-ва бытия. Так же как и Платон, А сч  понятия ср-ом познания сущ-ных св-в предметов. Но Ар выступ против уч П о безусл самобытности понятий, их безусл незав от вещей по бытию. Принцип возр в нем вызыв противопост понятий как ед-но дей-ых сущ-й - чувст бытию. Основа возраж А сост в том, что, вводя «идеи» как самост бытие, отд от сущ-я чувст вещей, П разв теор, в кот «идеи» оказ бесполез и для позн вещей и для их бытия. Возраж А:1) «идеи» беспол для зн-я, т. к. не дают познанию вещей ничего нового: П «идеи» - простые копии чув вещей; 2)постулируемая П обл «идей» бесполез не только для позн, но и для чув сущ-я вещей. Чтобы иметь знач-я для области чув вещей царство «идей» должно сущ внутри обл чув вещей. Но у П область «идей» начисто обособ от мира чув вещей; 3)возраж А основано на рассм П уч о лог-их отн-ях «идей». П выводит, будто общее образует вполне особый мир, отд от мира чув вещей и совер самобытный. Это возражение А против «идей» П получило назв «третий человек». Согласно П, кроме чув ч-ка и кроме «идей» ч-ка (или «второго» ч-ка), необх доп сущ еще одной, возвыш-ся над ними «идей» ч-ка, т. е. «третьего» ч-ка.

4)        В основе критики А лежит взгляд на число как на абстракцию. Такие абстракции сущ, но возможность их доказывает вовсе не то, что утверждает П - вовсе не то, будто идеальном мире сущ отд матем тела (в геометрии) и числа (в арифметике).

34. Учение Аристотеля о материи и форме (по «Метафизике»)

Основой всяк бытия А считает так наз первую материю. Эта первичная материя не определена ни одной из категории. Она образует «потенциальную» предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой категории является, по А, 4 элемента - огонь, воздух, вода и Земля. Они предоставляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимает. У; воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить 2 пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют 4 основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого; воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, земля - холодного и сухого. Эти 4 элемента - основы реальных вещей. В тоже время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, т. к все элементы являются модификацией одной и той же первой материн.