Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 6

Конкретно существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличии от первой материн они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материн, 4 основных видов) действительное, разное бытие. Действительное  представляет собой единство материи и формы.

36. Гносеология Аристотеля. Теория познания – гносеология

Воззрением на реальный, чувственно воспринимаемый мир определяется характер познания Аристотеля. В теории познания признается первичность материального мира. Основным уровнем познания является чувственное познание (ощущения отражают предметы внешнего мира).

Необходимо знать общие взаимосвязи к понятному постижению общего.

Познание - развивающийся процесс от простейших ступеней к абстракции.

Общее можно узнать на основе единичного, мышление необходимо сопоставить с практической деятельностью

Ощущения непосредственно отражают бытие, от уровня ощущений переходит к непосредственному восприятию, где возможно возникновение ошибок Они преодолевают, соединение чувственного восприятия предмета с соответствующими понятиями. Ощущение - представление - опыт (усиленный памятью) - искусство - наука (вершина).                                                                                                                                                                  

Научное познание опирается на чувственную познавательную деятельность и постигается посредством абстракции понятий

Аристотель отличает научное познание от мнения (случайных факторов).

Логика - орудие научного познания, связи мыслей (по Аристотелю) отражают объективно существующие связи

Гносеология или теория познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру; его исходные и всеобщие основания, (из философского словаря).

3. Мифология как форма мировоззренческого сознания.

Мифология (от греч. мифос – предание, логос – учение) форма общественного сознания, способ понимания мира характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мировоззрение – это система предельно обобщенных взглядов, понятий об окружающем мире, которое охватывает природу и общество, всю совокупность духовного мира личности. Исторически первыми типами мировоззрения были мифология и религия. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Он объединяет в себе зачатки знаний, верований, политических взглядов, искусство, философию. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи в которой создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость народа. Здесь отражались явления природы, культуры, человеческие черты переносились на окружающий, очеловечивался космос и другие природные силы. В мифологии человек возводил желаемое в ранг действительности, стремился преодолеть отчужденность мира.

Мифология – это целостное понимание, в котором различные понятия увязаны в единую картинку мира, сочетают в себе реальность и фантазию. Она закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала принятые формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе единство мира и общества, мифа и человека. Связь мифа и логоса казалось бы неправдоподобной, если бы между ними не лежали природные идейные образование отличные как от философии, так и от мифологии, и одновременно родственные им. Например творчество Гомера является переходной формой миропонимания, которые не мифологическое, но еще не философское.

4. Мировоззренчекое содержание «Эпоса о Гильгамеше»

Этот эпос занимает очень важное место в мир. культуре. Сущ. два его варианта: аккадский и шумерский. Аккадское произв. возникло позднее шумерского, но яв-ся не компоновкой отд. частей, а монументальной эпопеей о становлении личности. Гильгамеш – вначале буйный молодец, приносящий своим согражданам боль и страдание. Но дружба с Энкиду, его героическая смерть меняют хар-р героя, целью кот. стан. добро и борьба со злом.  Поиск соб-го «я» и смысла жизни  описан как скитания за «цветком молодости», найти кот. невозможно. Герой Гильгамеш разговаривая с богами, понимает свою обреченность на смерть. Этим подчер. пас. человека к жизни и судьбе. Найти бессмертие возможно только если человек найдет себя и реализует свои возможности. В эпосе восславляются человеческие деяния, отвага, дружба.

5.  Протофилософия Др.Востока. «Вавилонская теодицея» и «Книга Иова».

В произ-ях рас-ся вечные проблемы добра и зла. Здесь попытка найти ответ на вопрос, почему злым хорошо, а добрым плохо? Ставится вопр., почему Бог, как творец всего жив. и воплощ. добра и любви, видя зло на земле, не уничтожит его. В «ВТ» перспектива унич. зла вне рамок жизни одного человека, добро и зло сущ. на макроуровне, а не уровне конкретного человека. Бог действует в масштабах всего мира, поэтому деяния его не всем видны. Зло = это ущербное добро, оно необходимо, чтобы познать добро. В «КИ» показана безусловная власть бога над миром через жизнеописание Иова. Он живет по законам бога, однако на него обрушиваются беды. Это сатана испытывает его дух и Иов не выдерживает испытаний, проклинает жизнь, желая смерти. Его мучит вопрос, за что бог наказывает его. Через разговор Иова с друзьями, слышится голос бога: Что знаешь ты о мире и жизни, если не создал их? Главная мысль – смиренное страдание.