Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 3

Даосизм – одна из осн кит релг-фил школ, основ в сер 1 тыс до н.э. Лао-Цзы, кот дало мощный импульс для разв дальневост культуры. Даосизм раздел на 2 направ – передача истин учения от учителяы к ученик – чисто философ, 2- просто ритуалы – редигия. Осн принцип даосизма изложен в „ДдД”. Жизнь приролы и людей протекает не по воле, а по естеств пути – дао. Дао – закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух) сост основу мира. Откуда взялось Дао – оно порадило само себе, оно первопричина всего в мире, конечная цель бытия, оно неисчерпаемо. В мире все находится в движении и изм-и, все перераждается, в результате чего добро победит, ибо слабые станут сильными и одолеют тех, кто сейчас силен. Ч-к не должен вмешиваться в естеств. ход разв, подчинять его своим мнимым желаниям, иначе – неизбежнвая неудача. Нужно уметь использовать вещи и людей, не истощая их. Дао пустынно, оно не добро и не зло. Оно лежит выше оценок и пониманий. Познать дао нельзя через предметы и слова, потому что они изменчивы , а Дао нет. Дао можно почувствовать только через свой внут мир. Это может просветленный ч-к, к-ый осознает свое место в мире, видит внутреннюю суть вещей. Сост просветления – это полный покой и осознание связи с великим Дао.  Дао имеет внутренне единство, потому что оно пусто и может наполнить себя всем, сразу сотворив противоположность. В „ДдД” говорится, что можно познать мир не выходя из двора, чем дальше человек уходит от дома, тем меньше познает. Не видя вещей он может проникнуть в их суть. Добродетельный человек не стремиться делать добрые дела, они получают произвольно, естественно, в духе Дао. Есть советы по управлению страной: делай сердца пустыми, а желудки полными. Так ослабится воля народа и укрепяться их кости. Надо стремиться, чтобы у народа не было знаний и страстей, кто их имеет тот может действовать.

18. Особенности античной философии и этапы развития

Специф ант фило было стремл понять сущ природы, космоса и мира. Фил мыслиться как наука о причинах и началах всего сущего. Ист антич фил имеет более 1000 л, она возн с к 7 в д.н.э. Несмотря на раз напр ант фил представл собой ед целое, осн на мудрости Др Вост и кул цивилиз средиземноморья. Воз в пер перех дргреч об-ва от ран к разв рабовл, показала себя как сист отнош люд, опред раз м-ду господ и рабом. Сущн чел – его тело, его веществ элемент. Это универ принцип пониман ч-а. Все сущее телесное, веществ, стих и живое, самодвиж бытие, мат-чувст космос. С разв общ отнош, знаний о прир разв и античн фил., что можно уложить в этапы: 1) пер натур-ий с его проб физиса и космоса (606 вв) где дейст ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-электрики. 2) гуманист _ Сократ опред сущ человека, софисты; 3)бол синтеза Пл и Арист – откр сверхчувств и органич, формул осн фил проблем; 4)  элли-х школ эпохи зав Ал.М. и до к яз эры – кинизма, эпикурийцы, стоицизм, скептицизм. 5) рел период ант яз мысли –  неоплат и его модиф, 6) христ мысль в ее зарожд и попытке рацион сформ суть новой рел в свете гр фил. Термин фил ввел Пифагор. Он отмечен рел духом: лишь для Бога счит возм-й некая София – мудрость, тот облад полной и опред истиной, а ч-к мог только стрем к ней. Ант фил включ в себя метод, содерж и цель. Содер: фил хочет объяс тот вещей, реал во всех ее частях и моментах. Вопр 1 фил-фа: что есть нач всех вещей. Метод: рац объяс всеобщ как объекта. Значим лишь разум. аргум, фил должна идти дальше фактов и опыта, нах причины с пом разума. В этом науч хар-р фил и разница м-ду ней , рел и исск. Фил ищет отв с пом разума, рел – веры, исск – мифа, фантаз. Цель: созерц истины, жел достич ее. Гр фил – беск любовь к правде. Арист: люди фил-я ищ знание ради самого зн., а не ради практ пользы. Фил возн когда люди св от мат нужды, ищут разрещ фунд проб своего сущ.

20. Диалектика Гераклита

Родом из Эфеса (530-470). Аристократ, отказавшийся от власти. Исх пункт учения – пердставление о переходящем, изм хар-ре всего сущ. Все сущ вещи возн из матер первонач – огня. Мир не созд никем из богов и людей, а был, есть и будет жив огнем, к-й воспл и угас. Огонь сгущ = исход в о влагу = вода крепнем и обор землей – это путь вниз.Земля рассып = рожд вода = из воды появл все ост – это путь вверх. Измен – есть упть вверх и вниз и по нему возник мир. Выбор огня обуслов взглядами Г на хар-р жизни природы. Мир нах в пост процессе изм, а из всех прир вещей ниаболее подвижен, изм огонь. Причина вечн изм – борьба противополож. Мир остаетяс в основе огнем, несмотря на все изм. Душа тоже из огня, она материальна – это наименее влажный огонь. Все вещи возн из огня согласно необх. Миром правил логос – закон, разум, необх. Душа чел – часть космоса. Общ закон –логос, управл всем сущ, связ космос и чел. Пределов души нет, поскольку бесконечен ее логос. Сами люди не поним этого логоса и подобны тому, кто бодрствуя, забыв что видел во сне. Мир есть процесс в кот кажд вещь переходит в свою проитовоп (холл в тепл, влажн в сух). В чел жизни превращ в против есть борьба. Благодаря борьбе против обнаруж их внутр сходство. Всеобщность изм и переход каждого качества в против далеют все качества вещей относит (морск вода чист – вместе с тем грязн, для рыб питат, для ч-ка непригодн). Логос – основа всеобщности и ситинности чел познания. В основе мышления лежат ощущ. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то скрыто от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света. Однако Г считал, что больш людей не знают всеобщ и вечного, не ищут познания, приним многознание за ум.