Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 9

Заряд производится стабильным по величине током, равным 0,1 С2оА (С2о — номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда). Во время заряда необходимо тщательно следить за температурой элект­ролита, его уровнем, плотностью и напряжением на каждом аккуму­ляторе. 'Отсутствие тщательного контроля за этими параметрами часто приводит к преждевременному выходу аккумуляторов из строя.

Температура электролита во время заряда не должна превышать 45° С. При превышении этой температуры зарядный ток необходимо уменьшить наполовину. В крайнем случае, если снижение величины зарядного тока не привело к падению температуры, процесс заряда следует прервать до тех пор, пока температура электролита не достиг­нет 35° С. Только после этого заряд может быть продолжен.

В конце заряда плотность электролита не должна повышаться в течение последних 2 ч заряда. Напряжение аккумуляторов дости­гает величины 2,55—2,65 В и остается постоянным течение послед­них 2 ч заряда.

После первого заряда емкость новых аккумуляторов, как правило, бывает ниже номинальной. Она достигается только после проведения нескольких тренировочных циклов разряд-заряд. Первый разряд батареи можно проводить после того, как температура электролита снизится до 30—32° С. Разряд производится током 10-часового режи­ма.

Во время первого разряда необходимо тщательно следить за на­пряжением аккумуляторов с тем, чтобы оно не опускалось ниже 1,8 В. Как только на одном или двух аккумуляторах напряжение достиг­нет минимально допустимого значения, разряд батареи прекращается. Последующие зарядные режимы проводятся током, величина которого составляет 0,2 номинальной емкости батареи. Если приведенная к тем­пературе 30° С емкость, снятая после последующих разрядов, достиг­нет 100% номинальной, тренировочные циклы можно прекратить.

В эксплуатационных условиях стартерные свинцово-кислотные аккумуляторы могут быть приведены в состояние, годное к эксплуата­ции в течение 7—8 ч. После пропитки в течение 1—2 ч электродов электролитом, плотность которого, приведенная к температуре 25° С, составляет 1,280±0,005 г/см3, им достаточно 4—5-часового заряда. В эксплуатационных условиях эксплуатацию стартерных аккумуля­торов можно начинать при емкости меньше номинальной. Номиналь­ного значения емкость стартерных аккумуляторов достигнет в процес­се работы.

В щелочных аккумуляторах без электролита, но при влажном со­стоянии пластин необходимо измерить напряжение на зажимах акку­мулятора с тем, чтобы разделить их на две группы. Аккумуляторы с напряжением менее 0,5 В требуют для приведения в состояние, год­ное к эксплуатации, не 2—3 цикла, а примерно 5—6. Заливку щелоч­ных аккумуляторов производят раствором едкого кали в количестве, определенном для каждого типоразмера аккумулятора. После заливки его уровень над пластинами должен быть 10—15 мм. Пропитка актив­ной массы пластин происходит за 10—12 ч.

Первый и последующие заряды аккумуляторов производят ста­бильным по величине током, равным одной четверти номинальной ем­кости аккумулятора. Первый заряд длится 12 ч. Во время проведения заряда необходимо тщательно контролировать температуру элект­ролита и напряжение на каждом аккумуляторе.

Температура электролита не должна повышаться более опреде­ленного значения, иначе активная масса пластин быстро разрушается.

Максимально допустимая температура электролита из едкого кали равна 30° С, из едкого натра 40° С, а при добавке моногидрата лития 45° С.

При заряде напряжение быстро поднимется до 1,7 В, а затем мед­ленно достигнет величины, равной 1,8 В. Выделение газа у щелочных аккумуляторов не является признаком конца заряда. Однако при бур­ном газовыделении необходимо уменьшить зарядный ток. По оконча­нии первого заряда необходимо откорректировать уровень электроли­та до нормы.

Первый и последующий разряды проводятся стабильным по величи­не током 5-часового разряда до достижения напряжения 1 В на одном или каждом аккумуляторе всей батареи.

Второй цикл заряда производится аналогично первому. Третий цикл является контрольным. Если при контрольном разряде аккуму­ляторная батарея отдала номинальную емкость, то она может быть передана в эксплуатацию. Если же отданная емкость составляет менее 0,8 номинальной емкости, то батарее сообщаются еще два трениро­вочных и один контрольный циклы.

Между концом заряда и началом разряда при циклировании ще­лочных аккумуляторных батарей должен быть перерыв не менее 30 мин, но не более 2 ч.

 Приспособления и приборы для ремонта и обслуживания аккумуляторных батарей

Уровень электролита в аккумуляторах должен поддерживаться в установленных пределах на протяжении всего срока службы, так как понижение уровня приводит к тому, что верхние кромки пластин ока­зываются вне электролита. Это способствует уменьшению полезной площади пластин, а следовательно, ампер-часовой емкости аккуму­лятора. В свинцово-кислотных аккумуляторах начинается усиленное окисление оголенной части отрицательных электродов, в которой при последующем соприкосновении с электролитом происходит необрати­мое образование твердого слоя сульфата свинца.

Превышение уровня электролита над нормальным уменьшает-газо­вый промежуток в аккумуляторе, что является причиной выплески-вания электролита при интенсивном газовыделении. Это приводит к образованию проводящего слоя на крышке аккумулятора, увеличению токов утечки и даже к замыканию выводов аккумулятора.

Проверку уровня электролита производят стеклянной трубкой длиной 100 — 150 мм с внутренним диаметром 3—5 мм (рис. 11). На трубке должны быть нанесены метки, расположенные от ее нижне­го края на 10 и 15 мм. При опускании трубки в заливное отверстие камеры до упора ее в хлорвиниловый щиток или в верхнюю кромку сепараторов она заполняется электролитом в соответствии с его уров­нем в камере. Закрыв верхнее отверстие трубки большим пальцем и вынув ее, по уровню электролита в трубке можно определить уровень электролита в аккумуляторе.