Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 7

Теперь в бак 17 необходимо залить соответствующее количест­во дистиллированной воды. Для этого открывают вентиль 11 ио­нообменной установки 12 и вентиль 13 дозатора воды 14. Как толь­ко этот дозатор наполнится, он своим весом сожмет пружину опо­ры и замкнет выключатель 16, который вновь включит компрессор 9. Сжатый воздух через вентиль 10 будет давить на поверхность воды в баке 14 и вытеснит воду в бак 17 через вентиль 15.   На время перелива воды в бак 17 все остальные вентили закрывают, а вакуум-насос 7 отключают. Объемы дозаторов 14 и 4 подобраны так, что при смешивании воды и кислоты в баке 17 получается электролит определенной плотности.

Для лучшего перемешивания кислоты с водой в нижнюю часть бака подают небольшое количество воздуха через   вентиль 18. Готовый электролит идет на раздачу по трубе с вентилем 19, а ди­стиллированная вода—по трубе с вентилем 20. Если в этой уста­новке применить электромагнитные вентили и запрограммировать порядок их переключения, то электролит можно готовить автомати­чески.

Хранение аккумуляторов

 полученных с завода-изгото­вителя без электролита, производят на стеллажах в сухом помеще­нии при температуре не ниже 0°С. Перед постановкой элементов на хранение необходимо проверить наличие и состояние пробок, уплотнительных резиновых прокладок, крышек, а также нанести тонкий слой технического вазелина на металлические части.

Аккумуляторы на стеллажах не должны подвергаться действию тепловых и солнечных лучей (расстояние от отопительных прибо­ров должно быть не менее 1 м). Срок хранения аккумулятора за­висит от материала, из которого изготовлены его сепараторы. Материал сепаратора определяют по буквам, нанесенным на меж­элементные соединения. На межэлементных соединениях кислотных аккумуляторов отечественного производства имеются обозначения, характеризующие число последовательно соединенных аккумуля­торов, назначение (Ст—стартерная), емкость при номинальном режиме разряда, материал бака (Э—эбонит, П—пластмасса), материал сепараторов (М—мипласт и стекловойлок, Р—мипора, Д—дерево). На сухозаряженных батареях (батарея, из которой после заряда был слит электролит), дополнительно нанесена бук­ва 3.

Срок хранения аккумуляторов с сепараторами из ми-пласта, ми-поры или комбинированных с ними материалов установлен 2 года, с сепараторами из дерева— 1 год.

Батареи, которые были в эксплуатации и не нуждаются в ре­монте, хранят в период зимнего кратковременного отстоя вагонов (особенно АРВ) в заряженном состоянии с электролитом. Батареи автономных вагонов в период длительного отстоя следует хранить в специально оборудованных помещениях при температуре не ниже —5°С и не выше +30 °С. Помещение должно быть чистым, сухим и обязательно вентилируемым в соответствии с требования­ми техники безопасности.

В отдельных случаях (например, при длительном ожидании ремонта) бывшие в эксплуатации батареи можно хранить в разряженном состоянии без электролита. Для этого батарею надо разрядить током 10-часового разряда до напряжения 1,7 В в каждом аккумуляторе. Затем слить электролит и залить дистиллированную воду. Через каждые 3 ч воду следует менять до тех пор, пока в ней не будут обнаруживаться примеси кислоты по лaкмycoвой бумаге. После промывки надо поставить батарею отверстиями вниз, чтобы вода полностью стекла, а затем с открытыми отверстиями просушить в сухом проветриваемом помещении. Правила хранения разряженных батарей такие же, как новых аккумулято­ров в сухом виде (без электролита).

Перед постановкой на хранение батареи с электролитом нужно выполнить контрольный цикл заряд—разряд. Если емкость бата­реи при этом окажется ниже 90 % номинальной, следует произве­сти тренировочный цикл. После этого надо полностью зарядить ба­тарею до постоянных в течение 2 ч плотности электролита и на­пряжения. В конце заряда измерить напряжение всех аккумулято­ров в батарее, а по окончании заряда — плотность, температуру и уровень электролита во всех элементах. Затем необходимо проте­реть крышки аккумуляторов содовым раствором, а торцы и сое­динительные перемычки смазать тонким слоем технического ва­зелина.

Во время хранения в период отстоя рефрижераторных вагонов аккумуляторные батареи нужно заряжать ежемесячно (за исклю­чением батарей, хранящихся на вагонах, где они могут подзаря­жаться от собственного зарядного устройства через каждые 15 сут) двухступенчатым режимом током 65 и 35 А. Заряд следует вести до тех пор, пока напряжение и плотность электролита в элементах не будут постоянными в течение 1 ч.

Разрешается кратковременно (не более 1 мес) хранить акку­муляторы при низких температурах, но не ниже температуры за­мерзания электролита.

Плотность электролита, г/см3

1,1

1,12

1,14

1,15

1,16

1,21

1,23

1,25

1,27

1,29

Температура замерзания,С.

-7,5

-9

-10

-14

-18

-23

-40

-50

-58

-74

Перед установкой батареи на вагон после зимнего хранения производят контрольный цикл заряд — разряд, после чего бата­рею полностью заряжают, корректируют плотность и  уровень электролита.

Централизованное хранение в нерабочий период аккумулятор­ных батарей с обеспечением сохранности их заряда можно осуще­ствлять в специальной автоматической установке, которая состоит из станции правления 3 (рис.9), двух блоков-пускателей 2 и двух стеллажей I. Станция управления автоматически замеряет напряжение каждой батареи и имеет устройство для заряда, узел управления и сигнализации. Установка обеспечивает постоянный контроль напряжения на зажимах батарей и систематический под-заряд их, благодаря чему исключается появление сульфатации пластин, увеличивается практически в 2 раза срок службы аккуму­ляторов. Многоярусные стеллажи сварной конструкции выполнены с противокислотным покрытием полок. Монтируют установку в по­мещении с усиленной вытяжной вентиляцией.

Рис.9 Установка для централизованного хранения стартерных аккумулятор­ных батарей

 Подготовка к эксплуатации аккумуляторной батареи