Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 6

систематические недозаряды аккумуляторов, саморазряд через вы­павшую в осадок активную массу, длительное хранение в разря­женном состоянии и др. Для реставрации сульфатированных пла­стин в заряженный аккумулятор заливают на 40—60 мин раствор из двух весовых частей трилона марки Б и пяти весовых частей аммиака на пять весовых частей воды. После слива раствора ак­кумулятор несколько раз промывают дистиллированной водой, за­полняют электролитом нормальной плотности и заряжают обыч­ным способом. Пгж этом обеспечивается восстановление работо­способности элемента практически при любой степени сульфата­ции, если в нем не было механических повреждений или замыка­ния пластин.

Из-за коротких внутренних замыканий между положительными и отрицательными пластинами происходит саморазряд батареи. Если короткое замыкание вовремя не устранено, аккумулятор мо­жет придти в полную негодность от сульфатации. Короткое замы­кание появляется чаще всего в результате разрушения активной массы и выпадания ее на дно банки. Такая батарея не принимает заряд.

Загрязнение электролита различными примесями способствует саморазряду и сульфатации аккумуляторов. Оно может произойти из-за попадания внутрь банки или заливаемый электролит метал­лической стружки, песка, неочищенной воды и др.

Механические повреждения возникают при неаккуратном обра­щении с аккумуляторами.

Рис. 7 Схема водородного газогенератора

Трещины в банках и крышках, повреждение деревянных ящиков, отрыв полублоков пластин до мостиков (гребенок) могут появиться из-за резких ударов, падений элемен­тов, плохого крепления батареи и вибрации ее во время движения поезда.

Процесс разборки кислотного аккумулятора несложен. Специ­альным ножом удаляют мастику из-под крышек банок и в зависи­мости от конструкции батареи снимают крышки отдельно или вме­сте с полублоками пластин. Вынутые полублоки разъединяют, ста­вят в ванну из диэлектрического материала (винипласт, полиизо-бутилен) и промывают дистиллированной водой. При разборке стартерного аккумулятора до снятия крышки надо удалить пере­мычки, припаянные к выводным штырям.

Из банок, смонтированных в деревянном ящике (осветительная батарея) или в эбонитовом корпусе (стартерная батарея), вылива­ют электролит и тщательно удаляют осадок. Следует помнить, что удаление осадка из банки кислотного аккумулятора производят только после изъятия полублоков, иначе шлам со дна в момент опрокидывания банки может застрять в сепараторах и замкнуть между собой пластины. Тогда аккумуляторный элемент окажется испорченным, так как из-за короткого замыкания произойдет само­разряд и сульфатация поверхности пластин.

Промытые полублоки тщательно осматривают и отбирают пла­стины, у которых осыпалась активная масса. Полублоки считают годными для дальнейшего использования, если на решетках пла­стин нет видимых повреждений, активная масса твердая, без отсло­ений, прочно держится в решетке и на отрицательных пластинах имеет светло-серый цвет, площадь осыпавшихся ячеек положитель­ной пластины не превышает 5 % ее поверхности, отрицательной пластины— 7 %.

Если в полублоках обнаружены годные и негодные пластины, то их разбирают и из годных пластин комплектуют новые полу­блоки. Годные для повторного использования пластины вы­правляют под прессом. Можно комплектовать полублоки из старогодных и новых пластин, получаемых в качестве запас­ных частей. Чаще всего так комплектуют полублоки поло­жительных пластин, срок служ­бы которых значительно мень­ше, чем отрицательных.

Разрозненные пластины сое­диняют в полублоки по спе­циальной технологии с исполь­зованием соответствующей ос­настки. Пайку свинцовых гре­бенок можно вести только в нейтральной среде, поэтому

ремонтный участок оборудуют генератором водорода. Газогенера­тор 6 (рис. 7) соединен резиновой трубкой диаметром 6 мм с баком 5 для электролита. Генератор и бак изготовлены из листо­вой нержавеющей стали толщиной 2 мм. Внутрь генератора на ре­шетку 7 кладут 2—3 кг кускового электролитического цинка 1. От штуцера 2 отходит вторая резиновая трубка 4, заканчивающаяся горелкой с капсюлем 3 от паяльной лампы.

Для получения водорода в бак 5 заливают 5—8 л электролита (75% воды и 25% серной кислоты). Попав в генератор, электро­лит вступает в химическую реакцию с цинком. Получающийся при этом водород через 5—6 мин склапливается над цинком и своим давлением вытесняет электролит в бак 5. При пайке давление во­дорода понижается и электролит возвращается в генератор 6.

Кислотный электролит получают смешиванием в опре­деленной пропорции дистиллированной воды и аккумуляторной серной кислоты. Качество обоих компонентов должно отвечать требованиям соответственно ГОСТ 6709—72 и ГОСТ 667—73.

Следует помнить, что при разбавлении концентрированной сер­ной кислоты выделяется большое количество тепла. Поэтому в процессе приготовления электролита надо вливать кислоту в воду, а не наоборот. Если воду вливать в кислоту, то вода быстро на­гревается, вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой.

Приготовив электролит, проверяют и корректируют его плот­ность с помощью специального прибора-ареометра, градуирован­ного при 20 °С. Во время замера ареометр должен свободно пла­вать на поверхности электролита, не касаясь стенок колбы. В зависимости от фактической температуры проверяемого электролита

Рис. 8 Схема установки для полуавтоматического приготовления электролита

 вносят поправку в показания ареометра с помощью специальной таблицы.

Зимой плотность электролита делают несколько выше (1,25— 1,27 г/см3), чем летом (1,19—1,21 г/см3). Это способствует сохра­нению емкости аккумуляторов, уменьшающейся при низкой тем­пературе окружающей среды, и препятствует замерзанию электро­лита. Летом плотность электролита делают меньшей с учетом ис­парения воды.

Трудоемкую и в какой-то мере опасную операцию приготовле­ния кислотного электролита можно механизировать. На рис. 8 показана схема установки для полуавтоматического приготовления электролита (без электрических цепей управления). Слив кислоты из бутылей / в бак 5 производят за счет вакуума, создаваемого вакуум-насосом 7. Для этого вентили 2 и 6 открывают, а все ос­тальные закрывают. После слива часть кислоты переливают че­рез дозатор 4 в бак 17. Для этого включают воздушный компрес­сор 9, открывают вентили 8 и 3, а все остальные закрывают. Когда дозатор 4 наполнится кислотой, компрессор выключают, а треххо­довой вентиль 3 ставят в положение, при котором кислота само­теком попадает в бак 17.