Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 4

Щелочные аккумуляторы могут иметь следующие неисправности:

нарушение химического состава электролита, механическое разру­шение пластин, снижение сопротивления изоляции, загрязнение электролита, внутриэлементное короткое замыкание и завышен­ный саморазряд, повреждение металлической банки коррозией, течь электролита, проколы резинового чехла.

Наиболее полно характеризует техническое состояние батареи ее электрическая емкость, которую определяют после не менее двух тре­нировочных циклов (заряд—разряд) по 5-ча­совой программе каждый. Такой способ опре­деления емкости занимает много времени, по­этому при поступлении вагона в ремонт состоя­ние батареи оценивают по тому, как она рабо­тала в эксплуатации.

Чаще всего для проверки состояния бата­реи замеряют напряжение на ее выводах с по­мощью нагрузочной вилки (рис.5). Этот замер выполняют с подключением нагрузки, так как без нее даже неисправный аккумулятор может показать нормальное напряжение. Сопротивление нагрузочного резистора, вмонтированного в вилку, выбирают с учетом полу­чения тока разряда 5-часового режима. Для аккумуляторов ТНЖ-250 ток нагрузки состав­ляет около 50 А, для аккумуляторов других типов надо устанавливать шунтирующие рези­сторы с соответствующим сопротивлением.

При пользовании нагрузочной вилкой необходимо:

-установить нагрузку соответственно емкости проверяемого ак- кумулятора;

-установить подвижную контактную ножку вилки соответственно расстоянию между борнами аккумулятора;

-прижать (без большого усилия) острия контактных ножек 2 к борнам. При этом вольтметр / покажет напряжение аккумуля­тора без нагрузки;

усилить нажим на контактные ножки, при этом включится шун­тирующий резистор 3 и вольтметр покажет напряжение аккуму­лятора под нагрузкой. Измерение напряжения под нагрузкой во избежание перегрева шунтирующего резистора не должно длить­ся более 5—8 с.

Так проверяют каждый аккумуляторный элемент. Если в ре­зультате замера будут выявлены элементы с напряжением ниже 1 В, то батарею разукомплектовывают и подбирают элементы с разницей напряжения не более 0,1 В. Одновременно выявляют ак­кумуляторы, емкость которых можно восстановить путем проведе­ния нескольких тренировочных циклов по определенной программе, а также аккумуляторы, которые необходимо   ремонтировать со вскрытием металлических банок.

          Ремонт  аккумуляторов без вскрытия банки осуществляют с частичной разборкой: с борнов свинчивают гайки, снимают перемычки и резиновые чехлы. Гайки и перемычки очи­щают от грязи и смазки обмывкой в машине  барабанного типа 1 %-ным раствором каустической соды, подогретым до температу­ры 60—80°С. После ополаскивания чистой водой детали сорти­руют, гайки со смятыми гранями и неисправной резьбой бракуют, деформированные перемычки выправляют, перемычки с трещина­ми или поврежденным никелевым покрытием заменяют. Годные детали передают на позицию сборки батареи.

Резиновые чехлы обмывают снаружи и внутри горячей водой, в которую для нейтрализации оставшегося на поверхности щелоч­ного электролита добавляют немного серной кислоты или старого кислотного электролита. После нейтрализации и обмывки проточ­ной водой чехлы испытывают на специальном прессе давлением во­ды 0,1 МПа. Опрессовку чехлов можно заменить проверкой ди­электрической прочности резины переменным током. Выдержавшие испытание чехлы сушат в специальной камере.

Чехлы со сквозными протертостями и небольшими проколами при деповском ремонте разрешается вулканизировать сырой ре­зиной или восстанавливать постановкой накладок из стеклоткани на клеящем составе ГЭН-150В по специальной  технологии. Во время капитального ремонта резиновые чехлы с дефектами подоб­ного рода обязательно заменяют целыми.

Параллельно с перечисленными работами осуществляют ре­монт самих аккумуляторов. Сначала из них выливают электро­лит, а затем обмывают каждую банку снаружи и внутри. Слитый электролит собирают в резервуар для регенерации.

Рис.5 Нагрузоч­ная вилка

Моют батарею подогретой до температуры 60 °С чистой водой. Применять более горячую воду нельзя, так как сепараторы между пластинами, сде­ланные из винипласта, могут размягчиться и деформироваться. Слив электролита и промывку аккумуляторов обычно совмещают и осуществляют в моечной машине, куда устанавливают целиком всю батарею. Для лучшего удаления осадка, который со временем может образовать плотный слой на дне банки, батарею в моечной машине медленно вращают или подают подогретую воду внутрь опрокинутых элементов под давлением.

Во время внутренней промывки аккумуляторов с опрокидыва­нием следует опасаться возникновения короткого замыкания меж­ду пластинами. При расположении банки вверх дном осевший шлам вытекает вместе с электролитом и промывочной водой и не­избежно попадает в просвет между пластинами и сепараторами. Если банка плохо промыта, то осадок создаст электрический мо­стик между разнополярными пластинами и элемент не будет ра­ботать. Поэтому чистые элементы проверяют на наличие коротко­го замыкания между пластинами поочередным подсоединением вольтметра к борнам каждого элемента. Напряжение выше 0,5 В указывает на отсутствие короткого замыкания.

Далее очищают банки снаружи от ржавчины и ремонтируют крышки горловин. Наружная поверхность каждой банки покрыта тонким слоем никеля или оксидирована, поэтому, очищая ржавчи­ну, нужно стараться не повредить защитное покрытие соседних участков.

После очистки банки окрашивают снаружи способом окуна-ния лаком битумным № 177, битумно-эбонитовым БТ-783 или ра­зогретой мастикой «Нефтегаз-204у». Можно использовать и дру­гие материалы, обеспечивающие надежную защиту металла от коррозии. Наружную крышку не окрашивают, а заливают горячим парафином или в крайнем случае покрывают слоем технического вазелина.

Наружную окраску банок можно не производить, если на их защитном покрытии нет дефектов и следов коррозии. Заливать же крышку парафином надо обязательно в любом случае, так как это препятствует утечке тока по крышке, если на нее случайно будет пролит электролит при заливке батареи или ее зарядке.

После подсыхания окрашенные банки без чехлов заполняют электролитом с помощью дозатора. Рационализаторы многих депо создали различные дозаторы, применение которых повысило производительность, качество и культуру труда.