Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 8

Все отремонтированные аккумуляторные батареи подвергают ис­пытанию на герметичность и на величину напряжения под нагрузкой. Кроме того, выборочно проверяют величину электрической ем­кости.

Для испытания на герметичность в полости  каждого элемента (аккумулятора) батареи создают давление воздуха, равное 104 Па (1,2 кгс/см2). В каждом элементе исправной батареи это давление не должно снижаться в течение 3 с.

^Величину напряжения под нагрузкой проверяют нагрузочной вил­кой или прибором при силе тока нагрузки, равной 2,0—2,5 величины емкости батареи в ампер-часах. Напряжение на каждом аккумуляторе, замеренное через 5 с после включения нагрузки, не должно быть мень­ше 1,7 В.

Аккумуляторные батареи, выдерживающие испытание на величину напряжения под нагрузкой, выборочно испытывают на электрическую емкость при 10-часовом и стартерном режимах.

Перед проверкой емкости аккумуляторную батарею подвергают четырем тренировочным циклам заряда-разряда в соответствии с пра­вилами по уходу за аккумуляторными батареями. После этого прово­дят контрольный заряд и разряд силой тока, соответствующей 10-ча­совому режиму до напряжения 1,7 В на зажимах одного из аккумуля­торов. Емкость отремонтированной аккумуляторной батареи должна составлять не менее 70% номинальной. Разряд стартерным режимом проводят при силе тока 210Адо напряжения батареи 4,5 В (для 6-воль-товой аккумуляторной батареи). Продолжительность разряда батареи должна быть не менее 4 мин. Каждая аккумуляторная батарея долж­на иметь на межэлементных соединениях клеймо ОТК ремонтного предприятия, обозначение вида ремонта и дату его производства.

Подготовка аккумуляторной батареи к работе начинается с при­готовления электролита, предназначенного для заполнения аккумуля­торов. Для нормальной работы аккумуляторов они должны быть за­литы электролитом определенной плотности.

Электролитом в кислотных аккумуляторных батареях является раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Для надежной работы аккумуляторов необходима высокая степень чистоты электролита. Нельзя применять техническую серную кислоту и недистиллированную воду, так как при этом ускоряются самораз­ряд, сульфатация, разрушение пластин и уменьшается их емкость.

Перед приготовлением электролита серную кислоту аналитичес­ки проверяют на содержание примесей.

Допускаются примеси марганца—не выше 0,0001%, железа— 0,012%.. мышьяка—0,0001%, хлора—0,0005% „ окислов азота— 0,0001°^. Серная кислота проверяется также на присутствие восстано­вителей и тяжелых металлов.

Электролит приготовляют из концентрированной аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,830 г/см3. Количество кислоты, необ­ходимое для получения электролита требуемой плотности, опреде­ляется по табл. 2.

Таблица 2

Требуемая плотность

Необходимое количество для получения электролита, л

Требуемая плотность

Необходимое количество для получения электролита, л

Электроли­та, г/см3

Кислоты плот­ностью 1,83

воды

Электроли­та, г/см3

Кислоты

Плот­ностью 1,83

воды

1,17

. 0,308

0,167

1,24

0,478

0,260

1,18

0,328

0,179

1,25

0,506

0,275

1,19

0,351

0,191

1,26

0,534

0,290

1,20

0,275

0,203

1,27

0,598

0,306

1,21

0,399

0,216

1,28

0,598

0,324

1,22

0,424

0,230

1,29

0,634

0,344

1,23

0,454

0,246

 При составлении электролита серную кислоту льют тонкой стру­ёй в воду, одновременно помешивая раствор чистой стеклянной па­лочкой. Нельзя лить воду в кислоту, так как при этом выделяется большое количество тепла в верхних слоях раствора и электролит бу­дет разбрасываться из сосуда, что может вызвать ожоги тела. Состав­лять электролит следует в стеклянной, эбонитовой, фарфоровой или освинцованной посуде. Запрещается составлять электролит в метал­лических сосудах.

Новые аккумуляторы заливают электролитом плотностью на 0,02 меньше той, которая должна быть в конце заряда.

Запрещается заливать в батарею электролит, имеющий температу­ру выше 30° С.

В щелочных аккумуляторных батареях электролитом служит 20%-ный раствор едкого кали КОН или едкого натра NaOH. В элек­тролит добавляется также моногидрат лития LiOH. Это увеличивает срок службы аккумулятора. При составном электролите (едкое кали КОН с добавкой 20—30 г/л моногидрата лития LiOH) срок службы аккумулятора составляет около 750 зарядно-разрядных циклов, а использование электролита без моногидрата лития сокращает срок службы аккумулятора до 350 зарядно-разрядных циклов. С увели­чением концентрации моногидрата лития сопротивление электро­лита несколько возрастает, но наряду с этим увеличивается емкость аккумулятора (добавление 30 г/л LiOH повышает сопротивление на 15% , а емкость на 9%), из-за чего применение составного электролита считается целесообразным. Для щелочного электролита нормальной плотностью является 1,19—1,21 г/см8.

Щелочные аккумуляторы так же, как и кислотные аккумуляторы, выпускаются заводами без электролита.

Кислотные аккумуляторы заливают электролитом, который дол­жен быть приготовлен заранее, что дает ему возможность охладить­ся до нормальной температуры к моменту заливки. Плотность элек­тролита при температуре 25° С должна составлять 1,280 ± 0,05 г/см3. Количество электролита, необходимое для заливки одного аккумуля­тора, строго определенное и может дозироваться. При отсутствии до­затора необходимо контролировать уровень электролита над предо­хранительным щитком, который должен составлять 35—40 мм. Пос­ле заливки последнего аккумулятора1 необходимо дать возможность электродам пропитаться 'электролитом в течение 4—6'ч. При пропитке электродов температура электролита вследствие взаимодействия его с окисью свинца отрицательного электрода в свинцово-кислотном ак­кумуляторе может повышаться.

Начинать первый заряд можно в том случае, если после пропитки электродов температура электролита не превышает 30° С.