Развитие кооперативного образования, страница 8

     В целевой подготовки кадров есть положительные и отрицательные стороны. К отрицательным моментом можно отнести снижение конкурентности при целевом приёме, но при этом он позволяет удовлетворить потребности заказчиков и  в специалистах и рабочих кадров, закрепить специалистов  по местам распределения, а выпускников учебных заведений - гарантировать трудоустройство и работу по специальности. Возможно, в целевой подготовке не всё ещё получается так,  как хотелось бы, но с каждым годом эта система, совершенствуется, а жизнь доказала, что она себя оправдала и её использование целесообразно и полезно как для системы потребительской кооперации, так и для государства в целом.

  Завершающим этапом взаимодействия с учебными заведениями является подготовка и распределения выпускников

       Серьёзное внимание уделяется заочной форме обучения. Здесь также есть свои проблемы, и главная среди них- успеваемость. Понимая всю сложность обучения без отрыва от производства, пошли по пути обучения преимущественно по интегрированной системе, создали совет по содействию заочному обучения, в которой вошли представители заказчика кадров учебных заведений , начали создавать методическую базу  для заочников непосредственно в организациях, решают вопрос об организации учебно-консультационной в районах.

    Форм и методов взаимодействия с учебными заведениями очень много. Плодотворное сотрудничество с ними позволяет достичь главной цели- подготовки  квалифицированных кадров для потребительской кооперации.

     Среднее специальное образование  в стране динамично развивается, открываются новые учебные заведения, происходит процесс преобразования техникумов в  колледжи и высшие колледжи, ряд учебных заведений включаются в систему вузов.

    В тоже время перед средними  специальными учебными заведениями стоят следующие проблемы:

    Анализ трудоустройства выпускников и их профессионального роста, платное обучение, связь с высшей школой, разработка интегрированных учебных планов с вузами, сокращение сроков обучения, информатизация учебного процесса, проведение  централизованных вступительных экзаменов, финансирование и оплата труда преподавателей.

   Все эти проблемы требуют решения, и будут решаться. Кроме того, перед учебными заведениями стоит следующая задача;  распределение выпускников,  обучающихся на бюджетной основе.

Заключение

    Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с развитием кооперативного образования с его проблемами и перспективами на практике,  можно сделать некоторые выводы.

   Именно благодаря первым высшим кооперативным курсам потребительская кооперация получила первых специалистов. Кооперативные курсы стали фундаментом для дальнейшего развития кооперативного образования. На их основе был основан мировой источник кадров для потребительской кооперации – Московский 1 кооперативный институт. Важно отметить, что стоявший в основе кооперативного движения Московский народный университет Шанявского, несмотря на небольшой спрос своего  существования, внёс огромный вклад в деле  подготовки специалистов,  во многом благодаря своей независимости от правительства и доступности для всех слоёв населения.

     Что касается высшего и среднего кооперативного образования в Беларуси, то следует отметить, что решения требуют знаний, специфика рыночных отношений, перспектив её развития в контексте мировой экономики.

    В связи с этим вводятся новые  специальности. Статистические данные  свидетельствуют, что более 30%  студентов первого курса института обучались в системе до вузовской подготовке,  осуществляемые через лицей и подготовительные курсы. Учебные заведения готовят специалистов рыночной экономике для системы потребительской кооперации и других отраслей экономики Белоруссии. Способных работать в различных коммерческих структурах, маркетинговых службах, промышленных и торговых предприятии, налоговый инспекциях, биржах, банках, аудиторских фирмах, в сфере внешнеэкономической деятельности,  структурах государственной власти и других организациях.. Как и многие учебные заведения республики кооперативные учебные заведения преодолевают трудности, связанные с недостатком финансирования. Сейчас Белкоопсоюз не в состоянии выполнять все затраты учебного заведения. Практикуется приём на договорной основе лиц, направленных на учёбу организациями, не входящими в систему потребкооперации республики и по индивидуальному договору с полной затраты на подготовку. Эти меры вынужденные, связанные с экономической нестабильностью.

   Изучив теоретический материал по вопросу  проблем и задач развития кооперативного образования а в Беларуси в условиях перехода к рыночным отношениям  автор может выделить следующие проблемы. Безусловно ключевой проблемой остаётся кадровое обеспечение всех направлений деятельности учебных заведений. Необходимо разрабатывать комплекс мер  по развитию и ускорению материально-технической базы, упорядочить финансирование. Особое внимание требует практическая подготовка выпускников, система учёта рынка труда и потребность в специалистах, востребованности их на практике. Все эти проблемы требуют решения, и будут решаться. 

Литература:

1      Басов В. « Минскому кооперативному техникуму- 40 лет» Гермес, № 7

2      Бондаренко В. «Гомель улица привокзальная, 4» Вести ПКООН №1, январь 1997 год        ( ст.7)

3      Котелов Г. «Уникальный престижный просит помощи» Торговая газета, №8, 1998

4      Николаев В.Н. «Готовим кадры для торговли 21 века» Торговая газета, №9, 1999год

5      Пархоменко А. «Система кооперативного образования проверку на прочность выдержала достойно» Вести ПКООП №7 (июль) 2001 год

6      Потребин А. «В кооперацию пойду, пусть меня научат» Вести ПКООП №9 (сентябрь) 1999 год

7      Татарникова С. « Первые высшие коопертивные курсы», М.

8      Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации М. «Экономика» 1989 год.